Недвижимое имущество организаций с 2021 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Недвижимое имущество организаций с 2021 года». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В числе существенных нововведений – отмена налоговых деклараций по земельному налогу и изменение сроков его уплаты.

1. Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ.

Статья 398 НК РФ с 1 января 2021 г. утрачивает силу, освобождая налогоплательщиков от подачи налоговой декларации по земельному налогу. Соответственно, декларации за 2020 г. представлять не потребуется. С 1 января 2021 г. налоговые органы будут принимать декларации, в том числе уточненные, только за налоговые периоды, предшествующие 2020 г., а также уточненные декларации, если первоначально налоговые декларации были представлены в этом году в случае реорганизации организации1.

С нового года налоговые органы будут направлять организациям-налогоплательщикам сообщения об исчисленных суммах земельного налога. В случае неполучения такого сообщения налогоплательщик будет обязан передать в налоговый орган информацию о наличии каждого из принадлежащих ему земельных участков до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 2.2 ст. 23 НК РФ).

2. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.

  • Изменены сроки уплаты земельного налога. Законодательные органы муниципальных образований больше не будут устанавливать эти сроки (п. 2 ст. 387 НК РФ). Налогоплательщики-организации должны будут уплачивать налог не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по земельному налогу нужно будет уплачивать не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 1 ст. 397 НК РФ).
  • Изменен порядок рассмотрения уведомления о выбранном для получения налогового вычета земельном участке (п. 6.1 ст. 391 НК РФ). Теперь такое уведомление рассматривается налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения (с правом продления этого срока еще на 30 дней).
  • Внесены изменения в п. 1.1 ст. 391 НК РФ относительно учета сведений об изменяемой кадастровой стоимости участков. Изменение кадастровой стоимости, произошедшее в течение налогового периода, более не будет учитываться при определении налоговой базы в текущем и предыдущих налоговых периодах, за исключением случаев, при которых учет подобных изменений будет предусмотрен п. 1.1 ст. 391 НК РФ и законодательством РФ.
  • В случае когда кадастровая стоимость земельного участка будет изменена вследствие установления его рыночной стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, будут учитываться при определении налоговой базы по земельному налогу начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости (п. 1.1 ст. 391 НК РФ).

Имущественные налоги: нововведения 2021 года

Из важного – отменены налоговые декларации по транспортному налогу и изменены сроки его уплаты. Также предусмотрены особенности прекращения уплаты налога в связи с уничтожением транспортного средства.

1. Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ.

  • Статья 363.1 НК РФ с 1 января 2021 г. утрачивает силу, освобождая налогоплательщиков от подачи налоговой декларации по транспортному налогу. Налог они будут уплачивать на основании собственных расчетов.
  • Налоговые органы начнут направлять налогоплательщикам-организациям сообщения об исчисленных суммах налога. В случае несогласия с расчетом налога налогоплательщик вправе в течение 10 дней со дня получения сообщения представить в налоговый орган пояснения или документы, подтверждающие правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога. Срок рассмотрения таких пояснений составляет 1 месяц (с правом его продления еще на 1 месяц). По его истечении налогоплательщику направляется уточненное сообщение об исчисленной сумме налога (в течение 10 дней после составления такого сообщения) либо требование об уплате налога, если по результатам рассмотрения пояснений выявлена недоимка (п. 4–6 ст. 363 НК РФ).

2. Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. № 325-ФЗ.

Законодательные органы субъектов РФ больше не станут определять сроки уплаты транспортного налога (абз. 2 ст. 356 НК РФ). Налогоплательщики-организации должны будут уплачивать налог не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по транспортному налогу нужно будет вносить не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 1 ст. 363 НК РФ).

3. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.

В случае уничтожения транспортного средства исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца, в котором ТС было утрачено. Только для этого налогоплательщику нужно будет подать соответствующее заявление. К нему можно приложить документы, подтверждающие факт уничтожения ТС. Заявление должно быть рассмотрено в течение 30 дней. Затем налогоплательщику будет направлено уведомление о прекращении исчисления налога или сообщение об отсутствии основания для этого.

Законодатель обновил условия налогообложения при изменении кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода и уточнил особенности заполнения налоговой декларации.

1. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.

  • Изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода будет учитываться при определении налоговой базы в текущем и предыдущих налоговых периодах только в случае, если это будет прямо предусмотрено п. 15 ст. 378.2 НК РФ и законодательством РФ, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки.
  • Если кадастровая стоимость объекта налогообложения будет изменена по причине установления его рыночной стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, будут учитываться при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости (п. 15 ст. 378.2 НК РФ).
  • В налоговой декларации должны быть отражены сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (п. 1 ст. 386 НК РФ).
  • Согласно п. 1.1 ст. 386 НК РФ налогоплательщик, состоящий на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость, на территории субъекта РФ, вправе представлять налоговую декларацию в отношении таких объектов в один из указанных налоговых органов по своему выбору, уведомив об этом налоговый орган по субъекту РФ. Это уведомление подлежит рассмотрению в течение 30 дней со дня его получения (с правом продления данного срока еще на 30 дней). При наличии оснований, препятствующих применению предусмотренного п. 1.1 ст. 386 НК РФ порядка представления налоговой декларации, налоговый орган должен будет сообщить об этом налогоплательщику.

На фоне нововведений, коснувшихся земельного и транспортного налогов, изменения в части налога на имущество организаций выглядят скромно. В то же время тенденции в судебной практике показывают, что именно этот налог чаще становится причиной споров.

Подавляющее большинство споров по налогу на имущество организаций по-прежнему сконцентрировано вокруг утративших силу еще 1 января 2019 г. положений п. 25 ст. 381 НК РФ. Они предусматривали освобождение от налога для движимого имущества, принятого с 1 января 2013 г. на учет в качестве объектов основных средств. После упразднения этой нормы движимое имущество и вовсе было исключено из перечня облагаемых налогом объектов, однако это не поспособствовало решению вопроса о том, как отграничить для целей налогообложения движимое имущество от недвижимого.

Теоретически серьезных проблем при таком разграничении возникать не должно. Разумному налогоплательщику следовало бы напрямую обратиться к ст. 130 ГК РФ, руководствуясь положениями п. 1 ст. 11 НК РФ о том, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства, используемые в НК РФ, должны применяться в том значении, в каком они используются в этих отраслях. В ст. 130 ГК РФ установлено следующее: к недвижимым вещам относится все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, «вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств… либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей»2. Учитывая это, можно заключить, что при квалификации вещи в качестве движимой или недвижимой ключевыми будут следующие факторы: 1) недвижимая вещь имеет прочную связь с землей; 2) наличие у недвижимой вещи прочной связи с землей исключает возможность ее перемещения без причинения несоразмерного ущерба ее назначению. В остальных случаях (за исключением тех, когда вещь в силу прямого указания закона является недвижимой) вещь является движимой.

Основание: Закон Пермского края от 13.11.2017 N 141-ПК (ред. от 27.11.2020) «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае», Закон Пермского края от 08.10.2015 N 549-ПК (ред. от 06.11.2019) «О регулировании действия законодательства Пермского края о налогах и сборах в отношении налогоплательщиков, с которыми заключен специальный инвестиционный контракт, об установлении налоговых ставок по налогу на имущество организаций и по налогу на прибыль организаций для указанной категории налогоплательщиков и о внесении изменения в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае», Закон Пермского края от 28.02.2018 N 197-ПК (ред. от 23.08.2018) «Об установлении налоговых ставок по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в границах территорий индустриальных (промышленных) парков, технопарков в сфере высоких технологий»

Если у объектов административно-делового и торгового назначения, включенных в региональный перечень объектов, налоговая база по которым определяется по кадастровой стоимости, таковой нет, то с 2021 года налог на имущество организаций и авансовый платеж по нему в текущем налоговом периоде должен исчисляться исходя из среднегодовой стоимости таких объектов. Это минимизирует риск возникновения выпадающих налоговых доходов.

Также внесены изменения в правила применения кадастровой стоимости в качестве налоговой базы. С 2021 года ее изменение в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено законодательством о кадастровой оценке и ст. 378.2 НК РФ. Например, к таким случаям относятся:

внесение изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, которые ее уменьшают;

корректировка кадастровой стоимости из-за установления рыночной стоимости объекта. Это влечет применение новой стоимости за период, с которого для целей налогообложения применялась изменяемая кадастровая стоимость.

При определении налоговой базы используется постановление Конституционного Суда РФ от 12.11.2020 N 46-П. Оно признает не противоречащими Конституции РФ нормы ст. 378.2 НК РФ, но при этом налоговая база не может определяться по кадастровой стоимости здания, строения или сооружения только в связи с тем, что один из видов разрешенного использования земельного участка, на котором они расположены, предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания. В таком случае необходимо учитывать назначение и (или) фактическое использование такого здания, строения или сооружения.

В 2021 году предельные налоговые ставки для железнодорожных путей общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, остаются на уровне налогового периода 2020 года и не могут превышать 1,6%.

Также начиная с представления декларации за налоговый период 2020 года в нее включаются сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве объектов основных средств. Эта норма направлена на оценку объема выпадающих бюджетных доходов в связи с выведением движимого имущества из-под налогообложения.


ФНС прокомментировала поправки к НК РФ, касающиеся уплаты налога на имущество организаций.

Если у объектов административно-делового и торгового назначения, включенных в региональный перечень объектов, налоговая база по которым определяется по кадастровой стоимости, таковой нет, то с 2021 г. налог и авансовый платеж по нему в текущем налоговом периоде должен исчисляться исходя из среднегодовой стоимости таких объектов.

Указано, в каких случаях изменение в течение налогового периода кадастровой стоимости не будет учитываться при определении налоговой базы в этом и предыдущих периодах.

Начиная с подачи декларации за налоговый период 2020 г. в нее включаются сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве основных средств.

  • Вводится заявительный порядок предоставления льгот по транспортному и земельному налогам для организаций (Подробнее…)
  • Реализуется возможность провести сверку с налоговым органом с учетом всех объектов, находящихся на учёте (Подробнее…)
  • Одна налоговая декларация по налогу на имущество организаций — по всем объектам в одну Инспекцию (Подробнее…)
  • Отменяются декларации по транспортному и земельному налогам для организаций (Подробнее…)
  • Устанавливаются единые сроки уплаты транспортного и земельного налогов для организаций — не позднее 1 марта (Подробнее…)
  • Вводится обязанность представлять сообщение о наличии у организации транспортных средств и (или) земельных участков, признаваемых объектами налогообложени (Подробнее…)

Новый порядок налогообложения имущества организаций

Если раньше конкретный срок уплаты этих налогов устанавливали регионы, сейчас он один по всей России — 1 марта года, следующего за отчётным. Срок для авансовых платежей не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

Отмена деклараций по транспортному и земельному налогам

Начиная с отчётности за 2020 год организации не предоставляют декларации по налогам на транспорт и землю.

Налоговая инспекция в информативных целях будет отправлять организациям сообщение о рассчитанной сумме налога, но это не освобождает организацию от обязанности самостоятельно рассчитать налог и уплатить его в положенный срок. Неполучение от налоговой сообщения — не повод не платить или платить невовремя.

В связи с нововведениями, с 1 января 2021 года у организаций появилась новая обязанность. Если им не пришло из налоговой сообщение о рассчитанной сумме транспортного или земельного налога, они должны направить в ИФНС сообщение о наличии транспортных средств или земельных участков, облагаемых налогом. Сообщение отправляют по форме и в порядке, утверждённым Приказом ФНС России № ЕД-7-21/124 от 25 февраля 2020 г.

К сообщению нужно приложить копии документов, подтверждающих госрегистрацию транспортных средств. По земельным участкам нужно приложить копии правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на эти участки. Такое сообщение представляется по каждому объекту однократно до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Если не отправить такое сообщение, или отправить с опозданием, будет штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога с объекта, по которому нужно было представить сообщение.

В связи с тем, что организации больше не будут сдавать декларации по налогам на транспорт и землю, может случиться несовпадение в суммах, рассчитанных и уплаченных организацией и рассчитанных ИФНС по имеющимся у неё данным.

Поэтому с 1 января 2021 года зачет излишне уплаченных сумм транспортного и земельного налогов будут производить не ранее дня, когда ИФНС направит организации сообщение суммах налога (п. 5.1 ст.78 НК РФ).

  • Новая форма СЗВ-М: что изменилось и как заполнять

    1,2 тыс. 0

    Перечислять деньги в бюджет в счет имущественного налога должны юридические лица, имеющие у себя налогооблагаемую недвижимость.

    Сюда входит:

    • недвижимое имущество (включая имущество, которое передано в пользование на время, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению);
    • недвижимое имущество, которое находится в пределах Российской Федерации и принадлежит компаниям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению.

    К объектам налогообложения не относятся:

    • земельные участки и другие объекты природопользования;
    • движимое имущество компаний (с 2019 года);
    • памятниками истории и культуры;
    • ядерные установки;
    • ледоколы;
    • космические объекты;
    • суда;
    • воздушные суда и так далее.

    Рассчитывать имущественный налог в 2021 году можно двумя способами:

    1. По среднегодовой стоимости имущества.
    2. По кадастровой стоимости.

    Выбирать тот или иной вариант расчета компания не сможет, порядок регламентирован нормами НК РФ. Налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как кадастровая стоимость имущества, в отношении определенных видов недвижимого имущества:

    Виды объектов Определение
    Комплексы строений и помещений
    • административно-деловые центры;
    • торговые центры;
    • помещения в таких центрах и комплексах
    Помещения нежилого назначения Предназначенные по сведениям из ЕГРН или по документам технической инвентаризации либо уже фактически задействованные для размещения в них:
    • офисов;
    • торговых точек;
    • пунктов общественного питания;
    • сферы бытового обслуживания

    Изменения в законодательстве по имущественным налогам в 2021 году

    Конкретная фиксированная налоговая ставка на имущество в 2021 году устанавливается региональными властями самостоятельно. При этом, есть максимальное значение — не более 2,2%. Для объектов, которые подпадают под кадастровое налогообложение, имущественная налоговая ставка должна быть не более 2%.

    Также существует налоговая ставка в размере ноль процентов. Она применяется в отношении недвижимого имущества, которые перечислены в распоряжении Правительства от 22 ноября 2017 года №2595-р.

    Конкретных сроков уплаты имущественного налога в 2021 году нет. Региональным властям дано право самостоятельно определять даты оплаты налога на имущество. Этот вопрос регулируется ст. 383 Налогового Кодекса Российской Федерации. Обычно дедлайн по уплате авансового платежа приходится на тридцатое число месяца, следующего после отчетного периода.

    Расчет за I квартал 30 апреля 2021 года
    Расчет за шесть месяцев 30 июля 2021 года
    Расчет за девять месяцев 1 ноября 2021 года

    4 квартала года составляют налоговый период по имущественному налогу. Исходя из этого, предприниматели обязаны подать декларацию. В текущем году — не позже тридцатого марта.

    В 2020 году отменили подачу налоговых расчетов по платежам в счет аванса. Компании, состоящие на учетах в разных налоговых органах по месту нахождения своего имущества в одном регионе РФ, имеют возможность отчитываться в одну инспекцию по своему выбору.

    1 января 2019 года у предпринимателей отпала необходимость в уплате имущественного налога на движимое имущество. Об этом говорится в ФЗ от 3 августа 2019 года №302-ФЗ. В настоящее время движимое имущество не облагается налогом.

      Налоговая база по налогу на имущество — это его среднегодовая стоимость.

      Налоговая база по налогу на имущество — это его среднегодовая стоимость или кадастровая стоимость. Если база по объектам недвижимости не определяется как кадастровая стоимость, ее нужно считать по среднегодовой стоимости. База рассчитывается отдельно по каждому объекту.

      В свою очередь среднегодовая стоимость = (суммарная остаточная стоимость имущества на 1-е число каждого месяца + остаточная стоимость на 31 декабря) / 13.

      Пример расчета. ООО «Компас» на рынке услуг уже 8 лет. За это время Общество закупило различные основные средства, которые помогают осуществлять деятельность. Часть имущества еще амортизируется и считается налогооблагаемым. Помимо этого, компания 04.07.2020 закупила новое оборудование. В регионе применяется ставка 2,2 %. Бухгалтер, заполняя декларацию за прошедший год, использовал следующие данные:

      По состоянию на: Остаточная стоимость, тыс. руб.
      01.01.19 100
      01.02.19 95
      01.03.19 90
      01.04.19 85
      01.05.19 80
      01.06.19 75
      01.07.19 70
      01.08.19 234
      01.09.19 207
      01.10.19 191
      01.11.19 174
      01.12.19 146
      31.12.19 118

      Рассчитаем среднегодовую стоимость: (100 + 95 + 90 + 85 + 80 + 75 +70 + 234 + 207 +191 + 174 + 146 + 118) / 13 х 1000 = 128 077 руб.

      Налог к уплате за год = 128 077 х 2,2 % = 2 818 руб. (при условии, что организация не платит авансы).

      Если в регионе установлены авансовые платежи, организациям нужно платить их трижды в год, а затем уменьшать налог к уплате за год на их суммы.

      Допустим, что в предложенном примере помимо налога требуется вычислить сумму аванса за все отчетные периоды.

      Средняя стоимость облагаемых объектов за I квартал = (100 + 95 + 90 + 85) / 4 х 1000 = 92 500 руб.

      Недвижимое имущество, отраженное на балансе как основное средство, если налоговая база по ней определяется как среднегодовая стоимость. Среди прочего (неочевидные случаи) обложения налогом:

      • недвижимость передана другим лицам во временное владение, пользование, распоряжение;
      • передана в доверительное управление (кроме ПИФ);
      • внесена в совместную деятельность;
      • получена по концессионному соглашению;
      • получена вами как управляющей компанией ПИФ.

      Также налогом облагается недвижимость, которая находится в России и принадлежит организации на праве собственности, хозяйственного ведения, получена по концессионному соглашению, если налоговая база в её отношении определяется как кадастровая стоимость.

      Объектом налогообложения не является любое движимое имущество, а также недвижимость вроде земли и водоёмов, перечисленная в п. 4 ст. 374 НК РФ.

      Не облагаем налогом, но отражаем в декларации как льготное:

      • имущество, используемое в основной деятельности религиозных организаций, организаций уголовно-исполнительной системы, фармацевтических или общественных организаций инвалидов;
      • имущество протезно-ортопедических предприятий, коллегий адвокатов, адвокатских бюро, юридических консультаций, управляющих компаний и участников проекта «Сколково», ИНТЦ, участников, резидентов или управляющих особых экономических зон;
      • федеральные автодороги, вновь вводимая энергоэффективная недвижимость, недвижимость для добычи углеводородов

      Полный список федеральных льгот — в ст. 381 НК РФ. Каждый регион может самостоятельно решать, какие льготы вводить на своей территории, кто и по какому имуществу сможет их применять (ст. 372 НК РФ). Чтобы узнать, какие льготы действуют в вашем регионе, обратитесь в инспекцию или посмотрите на официальном сайте ФНС.

      Налогооблагаемое имущество на территории РФ может иметь и иностранная организация, у которой нет представительства в нашей стране, но имеется недвижимость. В таком случае обязанность по уплате налога тоже возникает. Согласно п. 4 ст. 386 НК РФ в случае, если иностранное юридическое лицо не представило декларацию, инспекция самостоятельно начисляет налог по имеющимся данным без дополнительных мероприятий контроля, а затем сравнивает полученный результат с суммой, которую уплатит предприятие. При превышении исчисленного налога над уплаченным выявляется недоимка.

      Налог на имущество для юридических лиц в 2021 году

      Расчет величины налога на имущество может осуществляться от двух принципиально разных налоговых баз (ст. 375 НК РФ):

      • среднегодовой стоимости имущества, образующего все основные средства юрлица, за исключением земли, необлагаемых объектов и объектов с базой налогообложения в виде кадастровой стоимости;

      Как определить остаточную стоимость ОС см. здесь.

      • кадастровой стоимости, применяемой к объектам недвижимости определенного вида (п. 1 ст. 378.2 НК РФ), прошедшим кадастровую оценку и закрепленным как объект, подлежащий обложению по «кадастровым» правилам, в регионе (пп. 2 и 7 ст. 378.2 НК РФ).

      По каким объектам недвижимости имущественный налог рассчитывается из кадастровой стоимости узнайте здесь.

      Если у вас есть объекты налогообложения, но итоговая сумма налога равна нулю, декларацию нужно сдать. В этом случае вы являетесь плательщиком налога и должны отчитаться, несмотря на то, что налог нулевой.

      Такое бывает в двух случаях:

      1. Ваша недвижимость полностью самортизирована, её остаточная стоимость равна нулю. При этом она облагается налогом по среднегодовой стоимости.
      2. Вся ваша недвижимость освобождена от налога по федеральным или региональным льготам.

      Когда у организации совсем нет недвижимости, признаваемой объектом налогообложения, она не является налогоплательщиком и не должна сдавать декларацию.

      Строка 005 «Признак налогоплательщика». Нужно проставить код от 1 до 3:

      • «1» — если организация платит авансовые платежи позже на основании постановления Правительства от 02.04.2020 № 409;
      • «2» — если организация платит авансовые платежи позже на основании региональных законов;
      • «3» — если организация платит авансы вовремя.

      Строка 007 «Признак СЗПК». Это строка только для организаций, заключивших соглашение о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). Поставьте один из кодов:

      • «1», если налог (авансовые платежи) рассчитан по объектам недвижимости, связанным с исполнением СЗПК;
      • «2», если объекты недвижимости не связаны с СЗПК.

      Новая строка 002 «Признак СЗПК» нужна только для организаций с соглашением по капиталовложениям. Проставьте в строке «1», если недвижимость связана с исполнением СЗПК, «2» — если не связана. Для каждого признака нужен отдельный раздел 2 и раздел 3.

      Утвердили новые коды федеральных и региональных льгот, связанных с коронавирусом:

      • 2010501 и 2010505 — для малых и средних предприятий;
      • 2010502 и 2010506 — для социально ориентированных некоммерческих организаций;
      • 2010503 и 2010507 — для некоммерческих организаций, наиболее пострадавших от коронавируса;
      • 2010504 и 2010508 — для централизованных религиозных организаций.

      Ввели специальный код для имущества участников СЭЗ — «14». Его применяют для недвижимости Крыма и Севастополя. Код указывайте в строке 001, и для каждого кода составляйте свой раздел 2.

      СТ 130 ГК РФ

      1. К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

      К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

      К недвижимым вещам относятся жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.

      2. Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.

      Топ 10 банков для открытия расчетного счета

      Статья 130. Недвижимые и движимые вещи

      См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 130 ГК РФ

      Информация об изменениях:

      Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 315-ФЗ в пункт 1 статьи 130 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

      1. К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

      К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

      К недвижимым вещам относятся жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.

      2. Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.

      Новая редакция Ст. 130 ГК РФ

      1. К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

      К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

      К недвижимым вещам относятся жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.

      2. Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.

      В наше время становится очень актуальным вопрос о том, что относится к недвижимости, что нет, ведь уже на протяжении многих лет идут споры об этом. Это особенно актуально из-за действия статьи 131 Гражданского кодекса РФ, согласно которой право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре. У людей возникает закономерный вопрос, нужно ли что-нибудь предпринимать по отношению к их имуществу, необходима ли государственная регистрация объектов, которые у них имеются или получать разрешение на строительство таких объектов?

      Вместе с тем, вопрос определения недвижимого имущества и применения к объектам недвижимости соответствующего правового режима остается дискуссионным.

      Для начала обратимся к Гражданскому кодексу РФ.

      Статьёй 130 Гражданского кодекса РФ регламентировано, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

      Минфин еще в 2013 г. в письме №03-05-05-01/5322 от 25.02.13 г. предложил при отнесении имущества к движимому (недвижимому) руководствоваться ГК РФ.

      Ст. 130 определяет как недвижимое следующее имущество:

      • земельные участки и недра;
      • здания (сооружения), в том числе незавершенные строительства;
      • помещения жилые и нежилые;
      • гаражи, стоянки, машиноместа, границы которых определены в кадастровом учете.

      Имущество признается недвижимым, поскольку его перемещение без ущерба для последующего использования невозможно. Названные выше объекты чаще всего становятся предметом БУ организаций и фирм.

      Кстати говоря! К недвижимым объектам относят суда: морские и воздушные и объекты космической сферы.

      ФЗ №218 от 13/07/15 г. предписывает госрегистрацию таких объектов в едином госреестре (ЕГРН).

      ФНС определяет имущество как недвижимое, если оно зарегистрировано в ЕГРН, либо по документам на объект, из которых ясно, что оно прочно связано с землей, не может быть перемещено без разрушения. Остальное имущество ГК определяет как движимое. Такое имущество не нужно регистрировать в реестре.

      Очевидно, в БУ многие объекты движимого и недвижимого имущества из-за разности критериев гражданского и бухгалтерского законодательства окажутся на одних и тех же счетах. Руководству фирмы придется продумать, как отделить имущество, подпадающее под налогообложение, от иного в учете, как построить учетную политику в этой сфере.

      Из сказанного выше ясно, что движимое имущество, как его понимает гражданское законодательство, в бухгалтерском учете будет отражаться на разных счетах.

      На счете 01 и корреспондирующих с ним может быть отражено следующее движимое имущество, относящееся к основным средствам:

      • машины, оборудование;
      • офисные приспособления;
      • транспорт;
      • инвентарь;
      • скот рабочий и продуктивный;
      • иные виды ОС.

      Критерии учета такого движимого имущества определены ПБУ-6:

      • срок использования свыше 12 мес.;
      • последующая перепродажа изначально не планируется;
      • в будущем объект принесет доход фирме;
      • его стоимость от 40 тыс. руб.
      • Дт 08 Кт 60 (76, 10, 70) – приобретен объект движимого имущества (например, автомобиль) и отражены затраты на приобретение.
      • Дт 01 Кт 08 – зафиксирована первоначальная стоимость (ПС) актива.

      Указанное движимое имущество амортизируется в БУ (способами: уменьшаемого остатка, линейным, пропорционально объему продукции, по сумме чисел лет срока пол. использования).

      В НУ всего два способа амортизации: линейный и нелинейный. Как правило, чтобы максимально сблизить учет и не делать лишних проводок, применяют в обоих случаях линейный метод.

      Формула помесячной амортизации: Амортизация = ПС/ срок полез. использования. Проводка начисления: Дт 20 (20, 23, 26, 29, 44 и др. «затратные» счета) Кт 02.

      Аналитический учет по счету 01 должен учитывать разделение имущества, находящегося на этом счете, на движимое и недвижимое. На счете 10 в разрезе субсчетов учитывается другой вид активов, отнесенный ГК РФ к движимому имуществу: запасы, материалы (сырьевые запасы, приобретенные п/фабрикаты, комплектующие, тара, запчасти и пр.) – все ТМЦ, которые в БУ невозможно отнести к основным средствам.

      Недвижимое имущество входит в состав ОС. Это:

      • здания, сооружения;
      • многолетние насаждения (кустарники и деревья);
      • участки;
      • объекты природопользования;
      • прочие объекты, согласно ГК РФ (ст. 130), являющиеся недвижимостью и требующие госрегистрации.

      Проводки синтетического учета аналогичны уже приведенным для ОС. Аналитический учет организовывают таким способом, чтобы различать движимые и недвижимые ОС. Некоторые категории недвижимого имущества не амортизируются: земля, объекты природопользования. Недвижимое имущество обязательно должно быть поставлено на государственный учет (ст. 131 ГК РФ, ФЗ №218 от 13/07/15 г.).

      Процедура госрегистрации и постановка на бухгалтерский учет объектов недвижимости не связаны между собой. До завершения регистрации можно отразить недвижимое имущество проводкой Дт 01 Кт 08, открыв по счету 01 отдельный субсчет, например, «ОС с незарегистрированным правом собственности», а затем перевести его на другой субсчет внутренней проводкой по 01.

      Налог на имущество является региональным налогом и вводится в действие местными законами. Регионам дано право:

      • устанавливать порядок уплаты НИ;
      • определять ставки налога, не превышающие утвержденные налоговым законодательством (ст. 380 НК РФ);
      • формировать перечни льготируемого имущества;
      • устанавливать срок уплаты налога на имущество 2021 и срок перечисления авансов по этому налогу.

      Отчитаться по НИ за 2021 год компании обязаны не позднее 30 марта 2021г. (ст. 386 НК РФ). Сдавать декларацию, а также уплачивать налог или перечислять авансы по нему необходимо по месту нахождения имущества.

      Напомним, что в отношении других имущественных налогов – на транспорт и на землю отменена обязанность компаний по сдаче деклараций, начиная с отчетов за 2021 год. Но с 01.01.2021 предприятия обретут еще одну новую обязанность – им придется сообщать в ИФНС об имеющихся транспортных средствах или земельных участках, если налоговики не пришлют уведомлений по начислению налога.

      К сообщению необходимо прилагать регистрационные документы по этому имуществу (п. 3 ст.

      1 закона № 325-ФЗ).

      Обязанность по представлению налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу на имущество организаций (по итогам отчетных периодов — I квартал, I полугодие, 9 месяцев) будет отменена начиная с налогового периода 2021 года. Изменение предусмотрено Федеральным законом от 15.04.2020 № 63-ФЗ — п. 2 ст. 386 НК РФ утратит силу.

      Таким образом, с 1 января 2021 года налогоплательщики будут отчитываться по налогу на имущество только по итогам налогового периода.

      С налогового периода 2021 года станет возможно представлять единую налоговую отчетность по налогу на имущество организаций, что будет закреплено в п. 1.1 ст. 386 НК РФ.

      Новшество предполагает следующие возможности для налогоплательщика: если он состоит на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость, то он вправе представлять налоговую декларацию в отношении всех таких объектов недвижимого имущества в один из указанных налоговых органов по своему усмотрению. Но об этом желании он должен поставить в известность налоговый орган по субъекту РФ.

      Стоит отметить, что представление единой налоговой отчетности нельзя применять в случае, если законом субъекта введены нормативы отчисления от налога на имущество организаций в местные бюджеты.

      Представление единой декларации является не обязанностью, а правом налогоплательщика. Поэтому он может представлять декларацию по налогу на имущество в каждый налоговый орган, в котором состоит на учете по месту нахождения объектов недвижимости.

      Кто не должен заполнять новый раздел 4 декларации по имуществу?

      1. В разд. 2.1 – скорректирован порядок идентификации налогооблагаемых объектов. По стр. 010 нужно приводить кадастровый № объекта; если данные отсутствуют, по стр. 020 – условный № по ЕГРН. В случае отсутствия и регистрационных прав по стр. 030-040 приводят один из показателей – инвентарный 12-значный № объекта или код по ОКОФ 013-2014.

        Если же предприятие использует данные по ОК 013-94, разрешено указывать 9-значный код ОКОФ.

      2. В разд. 2 – уточнено заполнение стр. 270. Здесь необходимо привести остаточную стоимость средств на 31.12 отчетного периода за минусом не относимых к объектам налогообложения по НК объектам.

        В расчет входят только те основные средства, которые учтены организацией на балансе.

      Таким образом, если у юрлица есть имущественные объекты в собственности, необходимо сдавать декларацию по налогу на имущество организаций – образец заполнения ниже. В какие сроки сдается этот отчет? Крайняя дата подачи утверждена в п. 3 стат. 386.

      За год декларацию необходимо сдать не позже 30-го марта следующего календарного года. В случае попадания дня подачи на выходной или праздник срок передвигается на ближайший за отдыхом день выхода на работу. Отчитаться за 2021 г. следует до 30.03.18 г.

      Ответственным государственным органом, администрирующим этот вид фискальных платежей, является налоговая инспекция. В какую именно ИФНС подается декларация? В соответствии с п. 1 стат. 386 и в целях правильности налогообложения декларация по налогу на имущество организаций, бланк далее, предоставляется в территориальное подразделение ИФНС по:

      • Местонахождению предприятия.
      • Местонахождения ОП при условии наличии отдельного баланса у подразделения.
      • Местонахождению недвижимых объектов (каждого в отдельности).
      • Местонахождению объектов ЕСГ.
      • Месту учета тех налогоплательщиков, которые по нормативным критериям отнесены к крупнейшим.

      Как грамотно сформировать декларацию? Разобраться в вопросе помогут типовые формы, справочники, тесты, бухгалтерские консультации, новости, статьи и семинары.

      Если возможности ознакомиться с дополнительными разъясняющими материалами нет, ориентируйтесь на нормы Приказа № ММВ-7-21/271@ от 31.03.17 г.

      Именно здесь приведены подробные правила заполнения декларации и авансового расчета по налогу с имущества.

      • Титульник формы.
      • Разд. 1 – здесь отображается общая величина налога, исчисленного за период к уплате (возврату) в бюджет.
      • Разд. 2 – здесь определяется налогооблагаемая база и выполняется расчет суммы налога за период.
      • Разд. 2.1 – здесь приводятся сведения о недвижимых имущественных объектах, участвующих в расчетах по среднегодовым значениям.
      • Разд. 3 – здесь налог рассчитывается по тем объектам, базой для которых служит показатель кадастровой стоимости.

      Обратите внимание! Даже если по каким-то листам формы показатели отсутствуют, необходимо составлять такие страницы, включая разд. 2.1 и 3. Декларация предоставляется в полном объеме всеми российскими налогоплательщиками (п. 1.3 разд.

      I Приказа ММВ-7-21/271@).

      Основными НПА в данной теме являются:

      1. Налоговый кодекс РФ. Содержит описание понятия налогообложения, структуру, правила. полный перечень информации.
      2. ГК РФ. В законе четкое определение юридического лица, его прав, обязанностей и ответственности.
      3. Закон № 52-ФЗ от 02.04.2014 г. В тексте перечень поправок, вносимых в НК РФ, касательно налога на имущество для упрощенцев.
      4. Письмо № БС-4-21/15191 от 06.08.2021 г., в котором ФНС сгруппировала все изменения в НК по сбору на имущество.

      В соответствии с пунктом 1 статьи 184 НК по капитальным строениям (зданиям, сооружениям), их частям, машино-местам, расположенным на территории Республики Беларусь и взятым организациями в аренду (финансовую аренду (лизинг), иное возмездное или безвозмездное пользование у иностранных организаций, не осуществляющих деятельность на территории через постоянное представительство, или у физических лиц (как признаваемых, так и не признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь), плательщиком признаётся организация-арендатор (лизингополучатель, ссудополучатель).

      Таким образом, организация-арендатор в отношении таких объектов недвижимости признается плательщиком налога на недвижимость вне зависимости от того освобождалось ли физическое лицо от уплаты налога, согласно подпункту 1.17 пункта 1 статьи 185 НК, или нет. Физическое лицо по сданному в аренду юридическому лицу помещению не признается плательщиком налога на недвижимость (в данном случае не имеет место ни оплаты налога за физическое лицо, ни возмещение затрат физического лица).

      Главным законом, которым необходимо руководствоваться, является Налоговый кодекс. Чтобы разобраться в вопросе, следует ознакомиться с определениями.

      № п/п Понятие Объяснение
      1. Упрощенная система Комплекс обязательных к уплате налогов с представлением отчетности в сокращенном варианте со сниженной налоговой нагрузкой.
      2. Налог Обязательный принудительный индивидуальный платеж для финансового обеспечения деятельности государства.
      3. Юрлицо Организация, обладающая имуществом, обязательствами и правами в обособленном порядке.
      4. База налогообложения Объект, к которому применяется налоговая ставка, выраженный в различных характеристиках (стоимостной, физической).
      5. Ставка налога Размер начислений.


      Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *