Ст 210 ТК РФ 2021 года
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ст 210 ТК РФ 2021 года». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
1. Нормы комментируемой статьи основаны на Конституции РФ, ратифицированных Российской Федерацией международных договорах.
Наиболее комплексно вопросы государственной политики в области охраны труда урегулированы Конвенцией МОТ N 155 «О безопасности и гигиене труда и производственной среде» (1981 г.), ратифицированной Российской Федерацией (см.: Федеральный закон от 11.04.1998 N 58-ФЗ «О ратификации Конвенции 1947 года об инспекции труда и Протокола 1995 года к Конвенции 1947 года об инспекции труда, Конвенции 1978 года о регулировании вопросов труда и Конвенции 1981 года о безопасности и гигиене труда и производственной среде»). Согласно положениям указанной Конвенции государство в соответствии с национальными условиями и практикой и по консультации с наиболее представительными организациями предпринимателей и трудящихся разрабатывает, осуществляет и периодически пересматривает согласованную национальную политику в области безопасности труда, гигиены труда и производственной среды. Цель такой политики — предупредить несчастные случаи и повреждение здоровья, возникающие в результате работы, в ходе ее или связанные с ней, сводя к минимуму, насколько это обоснованно и практически осуществимо, причины опасностей, свойственных производственной среде.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей (ст. 7). Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ). Именно в силу принятой на себя обязанности по защите прав и свобод человека, в т.ч. права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ч. 3 ст. 37 Конституции РФ), государство определило в комментируемой статье основные направления своей политики в области охраны труда.
Указанные в ст. 210 направления государственной политики в области охраны труда условно можно объединить в следующие три группы.
В первую группу входят направления, связанные с формированием и совершенствованием единой нормативной базы регулирования отношений в области охраны труда. К ним можно отнести такие закрепленные в комментируемой статье направления государственной политики, как: принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда; установление порядка проведения специальной оценки условий труда и экспертизы качества проведения специальной оценки условий труда; установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.
Во вторую — направления, непосредственно связанные с обеспечением и защитой прав работников в области охраны труда, в число которых входят: обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников; федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок соблюдения государственных нормативных требований охраны труда; профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников; расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; установление гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.
Третью группу составляют направления государственной политики, связанные с организацией охраны труда, международным сотрудничеством. К ним относятся: государственное управление охраной труда; государственная экспертиза условий труда; содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда; координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей среды и других видов экономической и социальной деятельности; распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда; участие государства в финансировании мероприятий по охране труда; подготовка специалистов по охране труда и их дополнительное профессиональное образование; организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях; обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда; международное сотрудничество в области охраны труда; проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Положения комментируемой статьи свидетельствуют о том, что в формировании законодательства об охране труда, в разработке федеральных целевых, программ улучшения условий и охраны труда, в управлении охраной труда и осуществлении надзора за соблюдением законодательства об охране труда, в обеспечении функционирования единой информационной системы охраны труда, в защите законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также членов их семей важнейшая роль принадлежит государственным органам.
Статья 210. Основные направления государственной политики в области охраны труда
- Решение Верховного суда: Определение N 308-КГ16-21316, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация …
- Решение Верховного суда: Определение N 53-КГ16-18, Судебная коллегия по гражданским делам, кассация охраны труда, а также гарантии и компенсации, установленные в соответствии с данным кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Статья 210 Трудового кодекса Российской Федерации определяет основные направления государственной политики в области охраны труда. К ним, в частности, относится защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний…
- Решение Верховного суда: Определение N 53-КГ16-17, Судебная коллегия по гражданским делам, кассация охраны труда, а также гарантии и компенсации, установленные в соответствии с данным кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Статья 210 Трудового кодекса Российской Федерации определяет основные направления государственной политики в области охраны труда. К ним, в частности, относится защита законных интересов работников пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний…
1. Основные направления государственной политики в области охраны труда, базирующиеся на соответствующих положениях Конституции РФ, обеспечиваются согласованными действиями органов государственной власти и управления РФ и субъектов РФ, органов местного самоуправления, работодателей и их объединений, а также представительных органов работников.
2. Обеспечить решение основных задач в области охраны труда призвана Программа действий по улучшению условий и охраны труда на 2008 — 2010 годы, утвержденная Приказом Минздравсоцразвития России от 23 октября 2008 г. N 586 (Бюлл. трудового и социального законодательства РФ. 2009. N 1).
Как сказано в Преамбуле данного документа, Программа направлена на снижение рисков несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, улучшение условий труда, снижение смертности от предотвратимых причин, увеличение продолжительности жизни и улучшение здоровья работающего населения.
- Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ (ред. от 20.04.2021) «О негосударственных пенсионных фондах»
- Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «О ветеранах»
- Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ (ред. от 24.02.2021) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»
- Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 22.12.2020) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей»
- Приказ Минтруда России от 24.07.2013 N 328н (ред. от 15.11.2018) «Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок»
- Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 03.07.2018) «О занятости населения в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»
Трудовой кодекс Российской Федерации
- Информация МВД России «Министерство внутренних дел Российской Федерации информирует о продлении срока действия временных мер в отношении иностранных граждан»
- Указ Президента РФ от 15.06.2021 N 364 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»
- Письмо Минстроя России от 10.06.2021 N 24101-ЮГ/16 «Об однотипных нарушениях, допускаемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при обеспечении жильем ветеранов и инвалидов»
- Распоряжение Правительства РФ от 09.06.2021 N 1524-р О выделении Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» из резервного фонда Правительства Российской Федерации в 2021 году бюджетных ассигнований на реализацию основного мероприятия «Выполнение функций по обеспечению отбора и подготовки космонавтов»»
- Постановление Правительства РФ от 09.06.2021 N 880 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 121 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. N 1912»
- Распоряжение Правительства РФ от 16.03.2020 N 635-р (ред. от 09.06.2021) «О временном ограничении въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства и временном приостановлении оформления и выдачи виз и приглашений»
- Постановление Правительства РФ от 01.03.2011 N 121 (ред. от 09.06.2021) «О Всероссийском конкурсе профессионального мастерства в сфере социального обслуживания»
- Постановление Правительства РФ от 08.06.2021 N 869 «Об установлении норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, в 2021 году»
- Письмо ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России от 08.06.2021 N 18177.ФБ.77/2021 По вопросу внесения изменений в ИПР инвалидов, выданные до 01.01.2016 посредством создания «Заявления на изменение» с использованием ФГИС «Единая автоматизированная вертикально-интегрированная информационно-аналитическая система по проведению медико-социальной экспертизы»»
- Распоряжение Правительства РФ от 07.06.2021 N 1498-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 20.02.2021 N 431-р»
Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:
организации труда и управлению трудом;
трудоустройству у данного работодателя;
подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников непосредственно у данного работодателя; (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;
участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;
материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;
государственному контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; (в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
разрешению трудовых споров;
обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются:
свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;
запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;
защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;
обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;
равенство прав и возможностей работников;
обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на подготовку и дополнительное профессиональное образование; (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них, право работодателей создавать объединения работодателей и вступать в них; (в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 358-ФЗ)
обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;
сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного контроля (надзора) за их соблюдением; (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту; (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами;
обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;
обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.
Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.
Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. (в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 02.07.2013 N 162-ФЗ)
Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, либо установлены настоящим Кодексом или в случаях и в порядке, которые им предусмотрены, в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства. (в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 204-ФЗ, от 01.12.2014 N 409-ФЗ)
Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Принудительный труд запрещен.
Принудительный труд — выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе:
в целях поддержания трудовой дисциплины;
в качестве меры ответственности за участие в забастовке;
в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;
в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;
в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.
К принудительному труду также относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как в соответствии с настоящим Кодексом или иными федеральными законами он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи с:
нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере;
возникновением непосредственной угрозы для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, в частности необеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Для целей настоящего Кодекса принудительный труд не включает в себя:
работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе;
работу, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения в порядке, установленном федеральными конституционными законами;
работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части;
работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
НОВЫЙ ПРОЕКТ ГЛАВЫ X ТК РФ “ОХРАНА ТРУДА”
К ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих:
основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
основы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (включая определение правил, процедур, критериев и нормативов, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности); (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников);
порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров;
основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений;
порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;
порядок осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
систему и порядок проведения специальной оценки условий труда и государственной экспертизы условий труда, организацию контроля качества проведения специальной оценки условий труда; (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ)
порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора, в том числе порядок возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненного ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения;
систему государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда;
особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти. При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.
В случаях, если закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу или иным федеральным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный настоящим Кодексом или иными федеральными законами, применяется настоящий Кодекс или иной федеральный закон.
Полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, предусмотренные настоящим Кодексом, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. (в ред. Федеральных законов от 13.07.2015 N 233-ФЗ, от 03.07.2016 N 347-ФЗ)
В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров.
Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Течение сроков, с которыми настоящий Кодекс связывает возникновение трудовых прав и обязанностей, начинается с календарной даты, которой определено начало возникновения указанных прав и обязанностей.
Течение сроков, с которыми настоящий Кодекс связывает прекращение трудовых прав и обязанностей, начинается на следующий день после календарной даты, которой определено окончание трудовых отношений.
Сроки, исчисляемые годами, месяцами, неделями, истекают в соответствующее число последнего года, месяца или недели срока. В срок, исчисляемый в календарных неделях или днях, включаются и нерабочие дни.
Если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
В ней перечислены 20 направлений госполитики. Вот их перечень:
- соблюдение приоритета сбережения жизни и здоровья трудящихся;
- проведение в жизнь законов и профильных актов на уровне РФ и её регионов, а также профильных программ, посвящённых улучшению параметров труда и его охране;
- управление сферой безопасности труда;
- надзор на общефедеральном уровне за соблюдением положений трудового законодательства и профильных актов, включающий также контроль за соблюдением актуальных критериев в области безопасности проведения работ;
- экспертиза параметров для трудовой деятельности;
- определение параметров проведения экспертизы трудовой деятельности и оценка её качества;
- оказание содействия надзору со стороны общества за соблюдением возможностей и надлежащих интересов трудящихся;
- профилактика несчастных случаев и причинения ущерба здоровью трудящихся;
- подсчёт и расследование производственных несчастных случаев и профзаболеваний;
- соблюдение надлежащих интересов трудящихся, пострадавших от производственных несчастных случаев и профзаболеваний, а также членов их семей на базе профильного соцстрахования;
- установление надлежащих льгот за трудовую деятельность во вредных условиях;
- координация мер в области охраны труда, экологии и т.д.;
- внедрение образцового опыта улучшения параметров труда и его охраны;
- софинансирование мер по охране труда;
- подготовка профильных специалистов и их дополнительное профобучение;
- организация ведения отчётности по параметрам труда, сопутствующему травматизму, профзаболеваниям и об их последствиях;
- обеспечение работы единой профильной информационной системы;
- профильное сотрудничество на международном уровне;
- осуществление политики в сфере налогов, поощряющей оптимальные условия для трудящихся, внедрение безопасного оборудования и технологий, производство средств защиты для персонала;
- установление норм по обеспечению трудящихся за счёт их нанимателей средствами защиты, помещениями и приборами санитарно-бытового назначения и т.д.
В заключении указывается, что реализация перечисленных целей обеспечивается посредством координации действий соответствующих госструктур, функционирующих на уровне РФ, её регионов и муниципалитетов, а также нанимателей, профсоюзов и их объединений.
Разобранная статья носит общий характер, декларируя намерения и принципы функционирования госструктур. Она является основной для проведения госполитики на уровне профильных организаций.
Трудовой кодекс рф 2021 консультант плюс
1. Статья 209 “Основные понятия”
Добавлено новое понятие – “опасность”:
“Опасность — потенциальный источник нанесения вреда здоровью работника в процессе трудовой деятельности.”
Кроме того, в проекте отмечается, что безопасные условия труда напрямую зависят от СИЗ и управления профессиональными рисками:
“Безопасные условия труда — условия труда, при которых воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо их уровни с учетом применения средств индивидуальной (коллективной) защиты и управления профессиональными рисками не превышают установленных нормативов.”
С 2021 года в России начнет действовать 15% ставка НДФЛ для доходов свыше 5 млн руб. в год. К доходам в размере 5 млн руб. и меньше будет применяться ставка 13%, а к доходам сверх 5 млн руб. — 15% с доходов, превышающих 5 млн руб., помимо суммы налога в размере 650 000 руб. Основание — Федеральный закон № 372-ФЗ от 23 ноября 2020 года.
С 1 января 2021 года работникам, начинающим карьеру и впервые устраивающимся на работу, будут открывать только электронные трудовые. Бумажные варианты документа им уже заводить не будут.
Трудовые старого формата (бумажные) останутся только у действующих работников, которые написали заявление об использовании именно таких книжек. В этом случае работодателю придется одновременно вести и бумажную и цифровую трудовую книжку.
Власти подготовили, но пока не утвердили новую форму сведений о трудовой деятельности работников (СЗВ-ТД). В нее добавят раздел со сведениями о работодателе, правопреемником которого является страхователь. А также коды для обозначения сотрудников, которые работают в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
-
5 рекрутинговых секретов хитрых работодателей
2,3 тыс. 0
Нормы комментируемой статьи ованы на Конституции РФ, ратифицированных Российской Федерацией международных договорах.
Наиболее комплек вопросы государственной политики в области охраны труда урегулированы Конвенцией МОТ N 155 «О безопасти и гигиене труда и производственной среде» (1981 г.), ратифицированной Российской Федерацией (см.: Федеральный закон от 11.04.1998 N 58-ФЗ «О ратификации Конвенции 1947 года об инспекции труда и Протокола 1995 года к Конвенции 1947 года об инспекции труда, Конвенции 1978 года о регулировании вопросов труда и Конвенции 1981 года о безопасти и гигиене труда и производственной среде»). Согла положениям указанной Конвенции государство в соответствии с национальными условиями и практикой и по консультации с наиболее представительными организациями предпринимателей и трудящихся разрабатывает, осуществляет и периодически пересматривает согласованную национальную политику в области безопасти труда, гигиены труда и производственной среды. Цель такой политики — предупредить несчастные случаи и повреждение здоровья, возникие в результате работы, в ходе ее или связанные с ней, сводя к минимуму, насколько это обованно и практически осуществимо, причины опастей, свойственных производственной среде.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей (ст. 7). Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ). Именно в силу принятой на себя обязанности по защите прав и свобод человека, в т.ч. права на труд в условиях, отвечих требованиям безопасти и гигиены (ч. 3 ст. 37 Конституции РФ), государство определило в комментируемой статье овные направления своей политики в области охраны труда.
Указанные в ст. 210 направления государственной политики в области охраны труда условно можно объединить в следующие три группы.
В первую группу входят направления, связанные с формированием и совершенствованием единой нормативной базы регулирования отношений в области охраны труда. К ним можно отнести такие закрепленные в комментируемой статье направления государственной политики, как: принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда; установление порядка проведения специальной оценки условий труда и экспертизы качества проведения специальной оценки условий труда; установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.
Во вторую — направления, непосредственно связанные с обеспечением и защитой прав работников в области охраны труда, в число которых входят: обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников; федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включий в себя проведение проверок соблюдения государственных нормативных требований охраны труда; профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников; расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на ове обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; установление гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.
Третью группу составляют направления государственной политики, связанные с организацией охраны труда, международным сотрудничеством. К ним относятся: государственное управление охраной труда; государственная экспертиза условий труда; содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда; координация деятельности в области охраны труда, охраны окружей среды и других видов экономической и социальной деятельности; распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда; участие государства в финансировании мероприятий по охране труда; подготовка специалистов по охране труда и их дополнительное профессиональное образование; организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях; обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда; международное сотрудничество в области охраны труда; проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
[Трудовой кодекс] [Часть третья] [Раздел X] [Глава 33]
Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:
- обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;
- принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
- государственное управление охраной труда;
- федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок соблюдения государственных нормативных требований охраны труда;
- государственная экспертиза условий труда;
- установление порядка проведения специальной оценки условий труда и экспертизы качества проведения специальной оценки условий труда;
- содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;
- профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;
- расследование и учёт несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- установление гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
- координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей среды и других видов экономической и социальной деятельности;
- распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;
- участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;
- подготовка специалистов по охране труда и их дополнительное профессиональное образование;
- организация государственной статистической отчётности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;
- обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;
- международное сотрудничество в области охраны труда;
- проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
- установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счёт средств работодателей.
Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.
Именно в силу принятой на себя обязанности по защите прав и свобод человека, в т.ч. права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ч. 3 ст. 37 Конституции РФ), государство определило в комментируемой статье основные направления своей политики в области охраны труда.
Понятие “Система управления охраной труда” в 209 статье отсутствует. Почему? Не знаю, смотрю сам дальше. Наверное в этом есть какой-то сакральный смысл. Итак, проект федерального закона “О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части совершенствования механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости” вносится Правительством на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в соответствии со статьёй 104 Конституции Российской Федерации.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г.
Поэтому необходимо производить учет и расследование микротравм, чтобы предотвратить несчастные случаи.
Первая задача решена путем введения обязательного страхования работодателем работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и гарантирования выплат в возмещение вреда пострадавшим вне зависимости от финансового положения работодателя.
В новой редакции определены правила оценки рисков: как необходимо выявлять опасности, и какие процедуры для этого провести.
Первая задача решена путем введения обязательного страхования работодателем работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и гарантирования выплат в возмещение вреда пострадавшим вне зависимости от финансового положения работодателя.
Приветствую, друзья! Трудовой Кодекс и охрана труда – в одном флаконе. А новость в том, что появился долгожданный законопроект в новой редакции раздела X “Охрана труда” Трудового Кодекса РФ и других статей ТК РФ, затрагивающих вопросы охраны труда. Станет ли законопроект явью, покажет время, а пока посмотрим что есть.
Приоритетное направление по повышению уровня рождаемости включает в себя поэтапную ликвидацию рабочих мест с вредными или опасными для репродуктивного здоровья населения условиями труда (§ 1 разд. 3 Концепции).
Новая редакция Трудового Кодекса РФ с изменениями на 2021 год
Разобранная статья носит общий характер, декларируя намерения и принципы функционирования госструктур. Она является основной для проведения госполитики на уровне профильных организаций.
Трудовые отношения, возникающие на основании трудового договора в результате избрания на должностьСтатья 18. Трудовые отношения, возникающие на основании трудового договора в результате избрания по конкурсуСтатья 19. Трудовые отношения, возникающие на основании трудового договора в результате назначения на должность или утверждения в должностиСтатья 19.1.
Генеральное соглашение включает также обязательства сторон данного соглашения, направленные на охрану здоровья работников.
Цели и задачи трудового законодательстваСтатья 2. Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношенийСтатья 3. Запрещение дискриминации в сфере трудаСтатья 4. Запрещение принудительного трудаСтатья 5. Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового праваСтатья 6.
Следим за изменениями: регулирование удаленной работы, переход на электронные трудовые книжки, соблюдение правил по профилактике коронавируса и инструктаж работников по действиям при ЧС.
И ищем ответы на любопытные вопросы в решениях судов: о заключении срочных трудовых договоров, признании незаконным увольнения по собственному желанию и об увольнении за отсутствие на работе в день рождения
Продолжается стартовавший в 2020 г. постепенный переход на электронные трудовые книжки1. В течение этого года работники должны были определиться, перейти ли полностью на электронный формат книжки или сохранить бумажную версию.
Об электронных трудовых книжкахС 2020 г. работодатели обязаны ежемесячно направлять в Пенсионный фонд сведения о трудовой деятельности работников для формирования электронных трудовых книжек
Согласно информации с сайта Пенсионного фонда РФ от 7 декабря 2020 г., заявление о ведении трудовой книжки только в электронном виде подали 4,2 млн человек.
Те, кто выбрал электронную трудовую книжку, получают на руки бумажную трудовую с соответствующей записью о сделанном выборе. При сохранении бумажной трудовой книжки работодатель вносит в нее сведения о трудовой деятельности и при этом обязательно ведет электронный учет данных в отношении каждого работника.
Работодатель также продолжит вести трудовую книжку на бумаге, если работник не смог определиться и не подал соответствующее заявление в этом году.
Сведения о трудовой деятельности граждан, которые впервые устроятся на работу в 2021 г., будут вестись только в электронном виде без оформления бумажной трудовой книжки. В данном случае мнение работника не учитывается.
Для работодателей продлевается действие всего комплекса санитарно-эпидемиологических правил по профилактике коронавируса до 2022 г.2 Так, например, работодателям предписано:
- проводить дезинфекцию во всех рабочих помещениях;
- использовать оборудование по обеззараживанию воздуха;
- создать запас дезинфицирующих средств;
- ограничить или отменить выезды за пределы территории РФ;
- измерять температуру у сотрудников при их приходе на работу в целях выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний.
(Какие работодателю нужно соблюдать санитарные правила и предписания, чтобы не лишиться бизнеса или свободы, и как доказать их соблюдение, читайте в статье «Как компании возобновить работу после отмены режима самоизоляции?». А о возросших рисках привлечения предпринимателей к уголовной ответственности, в том числе за нарушение санитарных правил, читайте в статье «За что предпринимателя лишат свободы»).
С 2021 г. всех работодателей обяжут проводить для работников инструктаж по действиям при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера3. Делать это нужно не реже одного раза в год и при приеме на работу в течение первого месяца работы сотрудника.
Новые правила вступают в силу с 1 января 2021 г. и будут действовать до 31 декабря 2026 г.
В этом году работодатели были вынуждены временно переводить своих работников на удаленную работу, но из-за отсутствия соответствующего регулирования каждый определял порядок такого перевода по своему усмотрению.
С 1 января 2021 г. вступают в силу изменения в Трудовой кодекс РФ в части регулирования труда дистанционных работников4. Поправками удаленная работа была приравнена к дистанционной, различий между ними не предусмотрено, термины эти рассматриваются как синонимы.
Виды дистанционной работы
Дистанционная (удаленная) работа может осуществляться как на постоянной основе, так и временно. Временная непрерывная дистанционная работа предполагает ее введение на срок не более 6 месяцев, а периодическая предусматривает возможность чередования сотрудником работы в офисе и дистанционно.
№ Вид дистанционной работы 1. На постоянной основе 2. Временно: - непрерывно – на срок до 6 месяцев;
- периодически – при условии чередования работы дистанционно и на стационарном рабочем месте
Перевод на удаленную работу без согласия работника
По общему правилу, перевод на дистанционную работу осуществляется по соглашению сторон, например путем подписания дополнительного соглашения к трудовому договору. Однако в период пандемии остро встал вопрос о том, как грамотно оформить такой перевод, если работник на него не согласен и отказывается подписывать соглашение к договору. Поправки в Трудовой кодекс решают эту задачу.
Работодатель сможет перевести сотрудников на удаленную работу без их согласия в следующих случаях: 1) при чрезвычайных ситуациях; 2) при принятии соответствующего решения органом государственной власти или местного самоуправления. Такой перевод должен носить временный характер и оформляться путем принятия внутреннего документа, например приказа.
-
С 1 января 2020 года начался процесс формирования электронных трудовых книжек.
Переход на новый формат сведений о трудовой деятельности стал добровольным и осуществляется только с согласия работника.
То есть у работника до 31 декабря 2020 года включительно есть возможность выбрать — оставить бумажную трудовую или перейти на электронную. Дальнейшие действия работодателя зависят от этого выбора.
- Пилотный проект по запуску прямых выплат из ФСС стартовал 2011 года и развивался поэтапно — каждый год к нему подключились новые регионы.
- Проект предполагает, что работодатель самостоятельно рассчитывает пособие, но перечисляет лишь те суммы, которые выплачиваются за его счет — например, больничные за первые три дня.
- Далее работодатель отправляет заявление ФСС, а выплату причитающейся суммы за счет ФСС выплачивает непосредственно сам фонд.
- Изменения трудового законодательства 2020 года, с которыми мы переходим в 2021 год
- Дистанционный труд в локальных документах организации: пошаговый план для работодателя
- Роструд о порядке изменения трудовых отношений при оргизменениях и реорганизации
Праздничные дни указаны в статье 112 ТК РФ. Однако ежегодно их переносят, если они выпадают на выходной. Перенос утверждается Постановлением Правительства.
- В 2021 году перенесены следующие праздничные даты:
- 2 января — на 5 января;
- 3 января — на 31 декабря;
- 20 февраля — на 22 февраля.
Бланк СТД-ПФР, на котором работодатель сдавал сведения о трудовой деятельности, изменен и уже работает с 14 декабря 2020 года. Новый бланк содержит новые графы — «Работодатель (наименование), регистрационный номер в ПФР» и «Периоды работы».
Трудовой кодекс Российской Федерации Вид Федеральный закон (Россия) Номер 197-ФЗ Принятие Государственной Думой 21 декабря 2001 Одобрение Советом Федерации 26 декабря 2001 Подписание Президентом 30 декабря 2001 Вступление в силу 1 февраля 2002 Первая публикация «Российская газета» № 256 от 31 декабря 2001 Действующая редакция от 5 февраля 2018 Электронная версия в Викитеке Трудово́й ко́декс Российской Федерации — кодифицированный законодательный акт (кодекс) о труде, Федеральный закон № 197-ФЗ от 30 декабря 2001 года. Введён в действие с 1 февраля 2002 года вместо действующего до него Кодекса законов о труде РСФСР (КЗОТ РСФСР) от 1971 года. Кодекс определяет трудовые отношения между работниками и работодателями и имеет приоритетное значение перед другими принятыми федеральными законами, связанными с трудовыми отношениями, с Указами Президента РФ, Постановлениями Правительства РФ и др.
Изменения в трудовом законодательстве в 2021 году
В ноябре 2021 года завершены процедуры по рассмотрению законопроекта №611690-7. Результат — закон №372-ФЗ от 12.11.2019, который вносит следующие изменения в ТК РФ:
- Отредактирована статья 262.
- Добавлена новая статья 263.1. Теперь труженицы села получают право на дополнительный (неоплачиваемый) выходной, сокращенную 36-часовую рабочую неделю, повышение оплаты труда на должностях, где рабочий день разбит на части.
Первый российский кодекс законов о труде был принят большевиками в 1918 году. Основной задачей кодекса было регулирование взаимоотношений между трудящимся и работодателем [1].
Кодексом вводились следующие понятия:
- трудящиеся — лица, работающие за вознаграждение;
- вознаграждение за труд — предоставлялось в виде денег, услуг (например предоставление помещения для жилья) или продукции (в том числе продовольствие);
- прожиточный минимум — установленное для данной местности минимальное вознаграждение за труд;
- предварительное испытание — определённый срок, предшествующий окончательному приёму на длительную работу;
- нормальное рабочее время — время, установленное для производства данной работы тарифным положением;
- посменная работа — непрерывная работа, для выполнения которой требуется несколько рабочих смен;
- сверхурочная работа — работа сверх нормального рабочего времени, допускалась в исключительных случаях;
- праздничные дни — установленные дни, в которые работа не производится;
- норма выработки — установленный расценочной комиссией и утвержденный отделом труда объём работ, производимый в нормальных условиях в течение нормального рабочего времени;
- инспекция труда — орган, осуществляющий охрану жизни, здоровья и труда лиц, занятых хозяйственной деятельностью;
- отдел распределения рабочей силы — орган, занимающийся учётом безработных и предоставлением им рабочих мест.
В первом кодексе вводились следующие обязанности трудящихся:
- трудовая повинность — обязанность каждого гражданина РСФСР;
- персональная трудовая книжка — документ с отметками о произведенных работах, полученных вознаграждениях и пособиях;
- возможность привлечения к сверхурочным работам взрослого мужского трудоспособного населения;
- выполнение количества работ не менее установленных норм выработки ;
- соблюдение правил внутреннего распорядка ;
- сообщение отделу распределения силы и профсоюзу о факте замещения на рабочем месте трудящегося, самовольно оставившего рабочее место.
Декларировались следующие права трудящихся:
- право на труд — право на применение труда по своей специальности и за установленное вознаграждение;
- вознаграждение за труд не ниже установленного прожиточного минимума;
- получение вознаграждения за труд не реже чем раз в две недели;
- возможность увольнения по собственному желанию (фактически это право элиминировалось необходимостью обоснования причины увольнения, которое устроило бы орган рабочего самоуправления);
- длительность нормального рабочего времени не более 8 дневных или 7 ночных часов в сутки.
- сокращённое рабочее время для лиц моложе 18 лет;
- сокращённое рабочее время на тяжких и вредных работах;
- обеденный перерыв;
- дополнительный перерыв для кормящих ребенка грудью;
- еженедельный непрерывный отдых в течение не менее 42 часов;
- сокращённый рабочий день перед днём отдыха;
- ежегодный отпуск;
- денежное пособие и бесплатная врачебная помощь по случаю болезни, беременности и родам;
- пособие по безработице в размере положенного трудящемуся вознаграждения за труд согласно его тарифу, группе и категории;
- пособие трудящимся, работающим не по специальности.
Кодекс явным образом запрещал трудящимся работать во время ежегодного отпуска и в праздники, ограничивал длительность трудового дня 8-ю часами в дневное время и 7-ю часами — в ночное [1] (впервые 8-часовой рабочий день был установлен декретом от 29 октября (11 ноября) 1917 года, а до этого по закону от 2 июня 1897 года рабочий день ограничивался 11,5 часами[2]). При установлении факта таких работ с трудящегося удерживалось полученное им при этом вознаграждение. Также запрещалось получение дополнительного вознаграждения за труд кроме как за нормальное рабочее время и за сверхурочное время. Запрещалась оплата труда авансом.
Второй кодекс был принят постановлением ВЦИК за подписями М. Калинина, народного комиссара труда В. Шмидта, секретаря ВЦИКа Енукидзе в ноябре 1922 года. Новый кодекс из 192 статей отразил в себе принятый в 1921 году курс Новой Экономической Политики, а также аспекты трудовой деятельности граждан, многие из которых сохранились до настоящего времени[3].
По сравнению с предыдущим кодексом вводились новые понятия, такие как:
- коллективный договор ;
- трудовой договор ;
- расчётная книжка ;
- артель ;
- выходное пособие;
Кодекс устанавливал 8-часовой рабочий день, непрерывный отдых, продолжительностью не менее 42 часов [4] , ежегодный очередной оплачиваемый 2-недельный отпуск. Запрещалась эксплуатация детского труда (до 16 лет).
Для женщин предусматривалось освобождение от работ на время до родов и после родов: 6 недель до и 6 недель после — для работников умственного труда, 8 недель — для работников физического труда; также вводились дополнительные (кроме обеденных) перерывы для кормления грудных детей.
Кодексом устанавливался список государственных праздников, а также вводилось понятие профессий «конторского и умственного труда». Отсутствовала пенсия по старости, вместо этого было лишь «право на социальное обеспечение при инвалидности.»
С некоторыми поправками кодекс действовал почти половину столетия.
Комментируемая статья предусматривает основные права и обязанности работника в сфере труда. Изложение в одной статье как прав, так и обязанностей работника подчеркивает, что тот, кто имеет права, должен нести и обязанности.
Среди прав работника ст. 21 выделяет прежде всего право на заключение, изменение и расторжение трудового договора. Трудовой договор самостоятельно или вместе с другими актами является основанием возникновения трудовых отношений, в рамках которых осуществляются иные права работника: на заработную плату, отпуск и др.
В трудовом договоре реализуется конституционное положение о свободе труда, о праве каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Свобода труда определяет не только право работника на заключение, но и на изменение и расторжение трудового договора.
Заключение, изменение и расторжение трудового договора осуществляются в соответствии с правилами, установленными ТК и иными федеральными законами.
Вопросы трудового договора рассматриваются в гл. 10 — 13 ТК (см. коммент. к статьям этих глав). Наряду с ТК существуют и иные федеральные законы, которые определяют порядок заключения, изменения и расторжения трудового договора, применяемый к отдельным категориям работников (например, Закон о службе в таможенных органах).
Реализация права на заключение трудового договора непосредственно связана с правом работника на выполнение работы, которая соответствует трудовой функции, определенной заключенным трудовым договором.
Ст. 217 ТК РФ определяет следующие условия, при которых в компании организуется служба охраны труда (СОТ):
- осуществление производственной деятельности;
- количество членов трудового коллектива — более 50 чел.
В этом случае необходимо создать СОТ или поручить решение вопросов охраны труда (ОТ) одному из своих сотрудников.
Пограничное значение (50 чел.), начиная с которого работодателю необходимо задуматься о создании СОТ, не является безусловным. То есть недостижение компанией данной численной границы не означает, что вопросы охраны труда в ней не будут рассматриваться.
Ст. 217 ТК РФ устанавливает, что если численность работников в компании менее полусотни человек, работодатель вправе сам принять решение о создании СОТ или введении должности специалиста по ОТ. При этом ему необходимо учитывать специфику производственной деятельности компании.
Работники, связанные с охраной труда, призваны решать целый комплекс задач обеспечительного и контрольного характера. К их числу можно отнести следующие функции:
- планирование и организация мероприятий по ОТ, предупреждению производственного травматизма и профзаболеваний;
- решение вопросов, связанных с проведением спецоценки на рабочих местах;
- ведение группы вопросов по проведению инструктажей, проверке знаний, пропаганде ОТ;
- составление отчетности и оформление документации по ОТ;
- текущий контроль за соблюдением требований ОТ в компании;
- расследование и учет несчастных случаев.
О том, что предпринять работодателю, если в компании произошел несчастный случай, читайте в материалах:
- «Несчастный случай на производстве — действия работодателя»;
- «Порядок оформления несчастного случая на производстве»;
- «Акт о несчастном случае на производстве (нюансы)».
Конкретный перечень функциональных действий и сфера ответственности работников СОТ устанавливаются в компании с учетом ее масштабов, условий работы и специфики деятельности.
кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 16.12.2019) » Раздел X. ОХРАНА ТРУДА » Глава 35. ОРГАНИЗАЦИЯ ОХРАНЫ ТРУДА » Статья 217. Служба охраны труда в организации
В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.
При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации, за исключением организаций, проводящих специальную оценку условий труда, порядок аккредитации которых устанавливается законодательством о специальной оценке условий труда. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, правила аккредитации, включающие в себя требования аккредитации, которым должны соответствовать организации, оказывающие услуги в области охраны труда, порядок проведения контроля за деятельностью аккредитованных организаций, порядок приостановления или отзыва аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
- Статья 216.1. Государственная экспертиза условий труда
- Статья 218. Комитеты (комиссии) по охране труда
Основополагающим фактором при формировании службы ОТ является штатная численность работников. Трудовой кодекс, в частности его статья 217, законодательно закрепил за работодателем обязанность организовать вышеназванную структуру, если штатная численность на предприятии больше пятидесяти человек. Причём до этого уровня данный норматив снижен в ходе последних изменений, внесённых в документ. Ранее действующий показатель в размере ста штатных единиц позволял руководителям более мелких организаций игнорировать эту сферу производства.
Формирование системы охраны труда и расчёт численности её сотрудников производится руководителем предприятия с учётом рекомендаций Минтруда и соцразвития. Причём комментарии к закону позволяют сделать однозначный вывод о том, что изложенные в них принципы носят не столько рекомендательный, сколько обязательный характер.Принимая решение относительно создания комиссии по охране труда на предприятии, руководитель отталкивается от факторов, свойственных не только определённому предприятию, но и всей профильной отрасли:
- от производственных условий, качество которых продиктовано режимом технологических операций и организацией производства;
- от отраслевого уровня травматизма и количества фактов профессиональной заболеваемости;
- от списочного числа работников;
- от показателя отсутствия на рабочих местах по причине заболеваний или травм персонала предприятия.
С учётом этих факторов руководством юридического лица устанавливается состав и подчинённость службы, в обязанности которой вменяется контроль безопасности производственного пространства.
Ст. 210 Трудового кодекса РФ перечисляет основные направления государственной политики в области охраны труда, такие как: обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников; государственное управление охраной труда; расследование и учёт несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве, и другие.
Согласованная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а так же объединения работодателей, профессиональных союзов, в области охраны труда направлена на реализацию основных направлений государственной политики, формирование которой входит в обязательства высших исполнительных федеральных органов.
Требования по охране труда распространяются на всех работников (вне зависимости от организационной формы работодателя), а также на членов кооперативов, студентов работающих или проходящих практику, военнослужащих, на граждан работающих при отбывании наказания по решению суда.
По международным договорам России с другими странами мира, ратифицированными РФ, складывается следующая ситуация:
- Если гражданин РФ работает за рубежом, то на него действует законодательство в сфере охраны труда государства-работодателя;
- Если иностранный гражданин, или лицо без гражданства (апатрид) работает на территории РФ, то на него распространяется действие Российского законодательства об охране труда.
Очевидно, что охрана труда, является сложным, но вместе с тем крайне важным аспектом существования любого предприятия. Причем важность охраны труда на предприятии проявляется сразу в нескольких формах:
Во-первых, конечно же важно здоровье работников, поскольку они являются одним из основных ресурсов любого предприятия.
Во-вторых, имеет значение экономическая составляющая. Порой выгоднее организовать рабочий процесс в соответствии с требованиями охраны труда, нежели платить работникам пособия по инвалидности.
В-третьих, ответственность за несоблюдение требований по созданию безопасных условий труда может быть не только денежной, но и связана с реальным лишением свободы.
В-четвертых, труд в комфортных и безопасных условиях получается более продуктивным, снижаются издержки и повышается качество продукции.
Таким образом, организация безопасного труда выгодна во всех смыслах. Организовать рабочий процесс именно таким образом поможет знание требований по охране труда.
Раздел I. Общие положения
- Глава 1 Основные начала трудового законодательства
- Статья 1 — Цели и задачи трудового законодательства
- Статья 2 — Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений
- Статья 3 — Запрещение дискриминации в сфере труда
- Статья 4 — Запрещение принудительного труда
- Статья 5 — Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права
- Статья 6 — Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений
- Статья 7 Утратила силу
- Статья 8 — Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права
- Статья 9 — Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в договорном порядке
- Статья 10 — Трудовое законодательство, иные акты, содержащие нормы трудового права, и нормы международного права
- Статья 11 — Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права
- Статья 12 — Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, во времени
- Статья 13 — Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, в пространстве
- Статья 14 — Исчисление сроков
- Глава 2 Трудовые отношения, стороны трудовых отношений, основания возникновения трудовых отношений
- Статья 15 — Трудовые отношения
- Статья 16 — Основания возникновения трудовых отношений
- Статья 17 — Трудовые отношения, возникающие на основании трудового договора в результате избрания на должность
- Статья 18 — Трудовые отношения, возникающие на основании трудового договора в результате избрания по конкурсу
- Статья 19 — Трудовые отношения, возникающие на основании трудового договора в результате назначения на должность или утверждения в должности
- Статья 19.1 — Трудовые отношения, возникающие на основании трудового договора в результате признания отношений, связанных с использованием личного труда и возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями
- Статья 20 — Стороны трудовых отношений
- Статья 21 — Основные права и обязанности работника
- Статья 22 — Основные права и обязанности работодателя
Раздел XII. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников
- Глава 40 Общие положения
- Статья 251 — Особенности регулирования труда
- Статья 252 — Основания и порядок установления особенностей регулирования труда
Что изменится в трудовом законодательстве в 2021 году?
- Указ Президента РФ от 04.02.2021 N 69 «О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам российского казачества и признании утратившим силу Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2005 г. N 515 «О порядке присвоения главных чинов не проходящим военную службу членам казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации»
- Приказ Банка России от 03.02.2021 N ОД-145 «О внесении изменений в приложение к приказу Банка России от 30 ноября 2020 года N ОД-1974»
- Приказ Банка России от 03.02.2021 N ОД-144 «О внесении изменений в приложение к приказу Банка России от 30 ноября 2020 года N ОД-1974»
- Распоряжение Правительства РФ от 02.02.2021 N 223-р О создании ФГКУ «Центр эксплуатационного обеспечения войск национальной гвардии Российской Федерации» (г. Москва)»
- Распоряжение Правительства РФ от 02.02.2021 N 226-р Об установлении предельной штатной численности ФКУ «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ»»
- Распоряжение Правительства РФ от 01.02.2021 N 211-р О предоставлении в аренду автономной некоммерческой организации «Центр развития культурных инициатив» находящихся в федеральной собственности земельных участков без проведения торгов»
- Указ Президента РФ от 01.02.2021 N 61 «О внесении изменений в состав попечительского совета Фонда по сохранению и развитию Соловецкого архипелага, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 6 апреля 2018 г. N 145»
- Указ Президента РФ от 01.02.2021 N 62 «О членах наблюдательного совета Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»
- Указ Президента РФ от 06.04.2018 N 145 (ред. от 01.02.2021) «О создании Фонда по сохранению и развитию Соловецкого архипелага»
- Указ Президента РФ от 23.01.2017 N 28 (ред. от 01.02.2021) «О членах наблюдательного совета Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»
1. Комментируемая статья определила принципы института охраны труда, которые можно разделить на три группы:
1) принципы формирования единого общегосударственного правового механизма регулирования отношений в сфере охраны труда: принятие и реализация федерального и регионального законодательства об охране труда, а также специальных многоуровневых программ улучшения условий и охраны труда; организация и обеспечение государственного управления охраной труда, государственного надзора и контроля за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда, государственной статистической отчетности об условиях труда, производственном травматизме и профессиональной заболеваемости, функционирование единой информационной системы охраны труда; государственная экспертиза условий труда, установление порядка проведения специальной оценки условий труда, профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников; координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;
2) принципы экономической государственной политики в области охраны труда: участие государства в финансировании мероприятий по охране труда, проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда; разработка и внедрение безопасных технических средств и технологий; установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами; установление гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования;
3) принципы организации охраны труда: подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда; распространение передового опыта работы по улучшению условий и охраны труда; международное сотрудничество в области охраны труда.
2. Указанные направления государственной политики в области охраны труда реализуются согласованными действиями социальных партнеров на всех уровнях социального партнерства. Так, Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2014 — 2016 годы в разд. V «Условия и охрана труда, промышленная и экологическая безопасность» предусматривает, что обеспечение безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности является одним из национальных приоритетов в целях сохранения человеческого капитала.
Комментируемая статья закрепляет основные направления государственной политики в области охраны труда.
Государственную политику в области охраны труда можно определить как совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по охране труда, систему мер организационного, правового, научного, информационного и иного характера, направленных на улучшение и развитие системы сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Исходя из нормативного определения охраны труда, указанное в ст. 210 ТК РФ в качестве направления обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников является скорее целью государственной политики в области охраны труда.
Такое направление, как принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда является средством реализации государственной политики в данной области, достижения цели мероприятий охраны труда. Именно путем принятия нормативных правовых актов государство регулирует общественные отношения.
Прочие направления государственной политики в области охраны труда, предусмотренные комментируемой статьей, можно разделить на две основные группы:
— направления, предусматривающие нормативное регулирование определенных отношений;
— направления, представляющие практическую реализацию функций государственных органов.Государственная политика в области охраны труда направлена на создание надлежащих, безопасных и здоровых условий труда, на предотвращение несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
Если у вас остались вопросы по статье 210 ТК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.
Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.
Изменение условий в трудовом договоре в 2021 году
АПК РФ
Бюджетный кодекс РФ
Водный кодекс РФ
Воздушный кодекс РФ
Градостроительный кодекс РФ
Гражданский кодекс РФ
ГПК РФ
Жилищный кодекс РФ
Земельный кодекс РФ
КоАП РФ
Лесной кодекс РФ
Налоговый кодекс РФ
Семейный кодекс РФ
Таможенный кодекс ЕАЭС
Трудовой кодекс РФ
Уголовный кодекс РФ
Конституция РФ
44-ФЗ
Об ипотеке
О приватизации
Постатейный комментарий к Трудовому кодексу
Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (краткий, постатейный) (3-е издание) (отв. ред. Ю.П. Орловский)
Путеводитель по кадровым вопросам. Как отказать соискателю в приеме на работу
Путеводитель по кадровым вопросам. Как принять на работу
Путеводитель по кадровым вопросам. Испытание при приеме на работу
Расторжение трудового договора (анализ актуальной судебной практики, рекомендации) (выпуск 13) (Ситникова Е.Г., Сенаторова Н.В.)
Путеводитель по кадровым вопросам. Особенности трудовых отношений с несовершеннолетними работниками
Статья: Молодой специалист: особенности трудовых отношений (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)
Статья 254 Трудового кодекса отражает обязанности работодателя по реализации мер, направленных на максимальное сохранение здоровья матери и ее ребенка (постановление ВС СССР от 10.04.1990 № 1420-1). Поэтому она содержит ряд положений, которые работодатель при наличии заявления женщины (при необходимости подтвержденного медицинской справкой) должен выполнить:
- снизить нормы труда для беременной;
- отстранить беременную от вредной для ее здоровья работы и предоставить ей ту, на которой она не будет испытывать неблагоприятных воздействий;
- дать беременной возможность беспрепятственного прохождения медицинских обследований в рабочее время;
- перевести на более удобную для нее работу женщину с ребенком до 1,5 лет.
Отказать женщине в выполнении этих ее требований работодатель не вправе.
При отсутствии подходящего рабочего места работодатель может:
- создать его специально;
- разрешить работать на дому;
- освободить женщину от выполнения работы.
О том, как еще законодательство защищает права беременной, читайте в материале «Увольнение беременной женщины — когда и почему?».
В период вынашивания работающей женщине предоставляются определенные привилегии, предусмотренные Российским законодательством. К сожалению, четкое представление о своих привилегиях имеет незначительное количество служащего персонала женского пола. Довольно часто работодатели используют трудовую неграмотность в корыстных целях. Узнав о беременности, женщина обязана изучить Кодекс РФ, в частности, тот раздел, который защищает ее права.
Похожие записи: