Штрафы по трудовому законодательству 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штрафы по трудовому законодательству 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Ваш отказ подписать акт без указания причин могут приравнять к согласию с информацией, отражённой в нём.

Если уверены в своей правоте и не согласны с выводами инспекторов, предписания можно обжаловать. Заранее позаботьтесь, чтобы ваши утверждения также не были голословными.

Изучите документ внимательно, в случае несогласия подписывайте, только предварительно изложив к нему замечания. Или хотя бы с замечанием к подписи, например: «С информацией, изложенной в акте, не согласен, замечания будут поданы в установленном законом порядке».

Мы рекомендуем заранее обзавестись контактами адвоката, помощь которого вам может пригодиться во время проверки.

Его присутствие во время проверки даже желательно. К примеру, если из направления следует, что инспектировать вас пришли на основании заявления одного человека: вы вправе знать, кто написал заявление. Также вы вправе не предоставлять документы и информацию, касающиеся других лиц, которые трудятся у вас. Как раз для таких ситуаций и нужен грамотный специалист.

Проверки Гоструда — 2021: что надо знать ФЛП

  1. Организация и проведение инспекционных посещений

    1.1 Права и обязанности инспекторов

    1.2 Права предпринимателей

    1.3 Составление акта инспекционного посещения, предписания и принятия решений по результатам инспекционного посещения

    1.4 Применение мер воздействия в связи с нарушением законодательства о труде, обжалование предписания или требования инспектора труда

  2. Выездные проверки Гоструда
  3. Комплексные проверки соблюдения трудового законодательства: кто и что будет проверять?

    3.1 Полномочия Государственной службы по вопросам труда

    3.2 Полномочия Государственной фискальной службы

    3.3 Полномочия органов Пенсионного фонда

    3.4 Национальная полиция и ее полномочия

    3.5 Ответственность за нарушения трудового законодательства

    3.6 Порядок наложения штрафов

    3.7 Административная ответственность

  4. Проверки инспекций по охране труда: полномочия, сроки, результаты

    4.1 Нормативная база

    4.2 Общие требования

    4.3 Специальные требования

    4.4 Результаты проверок

  5. Новые штрафы Гоструда со 2 февраля 2020 года

Основаниями для осуществления инспекционных посещений являются:

1) обращение работника о нарушении в отношении него законодательства о труде;

2) обращение физического лица, в отношении которого нарушены правила оформления трудовых отношений;

3) решение руководителя органа контроля о проведении инспекционных посещений, принятое по результатам анализа информации, полученной из средств массовой информации, других источников, доступ к которым не ограничен законодательством, и источников, указанных в подпунктах 1, 2, 4-7 настоящего пункта;

4) решения суда;

5) сообщение должностных лиц органов государственного надзора (контроля), правоохранительных органов о выявленных в ходе выполнения ими полномочий признаков нарушения законодательства о труде по неоформлению и / или нарушению порядка оформления трудовых отношений;

6) информация:

Госстата и его территориальных органов о наличии задолженности по выплате заработной платы;

ГНС и ее территориальных органов о:

— несоответствии количества работников работодателя объемам производства (выполненных работ, оказанных услуг) к средним показателям по соответствующему виду экономической деятельности;

— факты нарушения законодательства о труде, выявленные в ходе осуществления полномочий;

— факты осуществления хозяйственной деятельности без государственной регистрации в порядке, установленном законом, как субъекта хозяйствования;

Пенсионного фонда Украины и его территориальных органов про:

— работодателей, которые начисляют заработную плату 30 и более процентам работников меньше минимальной;

— работодателей, у которых в отношении работников отсутствует сообщение о принятии на работу;

— работодателей, у которых в течение месяца количество работников, работающих на условиях неполного рабочего времени, увеличилось на 20 и более процентов;

— физических лиц, выполняющих работы (оказывающих услуги) по гражданско-правовым договорам у одного работодателя более года;

— работодателей, у которых в отношении работников отсутствуют начисления заработной платы в отчетном месяце;

— работодателей, у которых в течение года не проводилась индексация заработной платы или сумма повышения заработной платы составляет менее суммы начисленной индексации;

— работодателей, у которых 30 и более процентов физических лиц работают на условиях гражданско-правовых договоров;

— работодателей с численностью 20 и более работников, у которых в течение месяца произошло сокращение на 10 и более процентов работников;

7) информация профсоюзных органов о нарушении прав работников, являющихся членами профсоюза, выявленных в ходе осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства о труде;

8) поручение Премьер-министра Украины;

9) обращение Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека;

10) запрос народного депутата Украины;

11) невыполнение требований предписания инспектора труда.

Инспекционное посещения или решения инспектора труда о посещении работодателя подлежит уведомительной регистрации Гоструда или его территориальным органом до начала их проведения.

Перед регистрацией инспекционного посещения работодателя, по которому в течение предыдущих шести календарных месяцев осуществлялись инспекционные посещения, руководитель органа контроля (другое уполномоченное им должностное лицо) изучает вопрос о целесообразности его проведения.

Во время подготовки к проведению инспекционного посещения инспектор труда может получить информацию и / или документы, относящиеся к предмету инспекционного посещения, в том числе путем проведения анализа имеющейся (доступной) информации о состоянии соблюдения объектом посещения законодательства о труде.

В случае необходимости для участия в инспекционных посещениях инспектором труда могут привлекаться (по согласию объекта посещения или другого уполномоченного им должностного лица) представители профсоюзов, их организаций и объединений, члены которых работают на объекте посещения, организаций работодателей и их объединений, государственных органов.

При проведении инспекционного посещения инспектор труда должен предъявить объекту посещения или уполномоченному им должностному лицу свое служебное удостоверение, перед подписанием акта инспекционного посещения предоставить копию соответствующего направления на проведение инспекционного посещения внести запись о его проведении в соответствующий журнал регистрации мероприятий государственного надзора (контроля) объекта посещения (при его наличии).

Продолжительность инспекционного посещения не может превышать 10 рабочих дней.

Инспекторы труда при наличии служебного удостоверения беспрепятственно имеют право:

1) при проведении инспекционных посещений при наличии оснований, без предварительного уведомления в любое время суток с учетом требований законодательства об охране труда проходить в любые производственные, служебные, административные помещения объекта посещения, в которых используется наемный труд;

2) знакомиться с любыми книгами, реестрами и документами, ведение которых предусмотрено законодательством о труде, содержащими информацию / сведения по вопросам, которые являются предметом инспекционного посещения, с целью проверки их соответствия нормам законодательства и получать заверенные объектом посещения их копии или выдержки;

3) один или в присутствии свидетелей задавать руководителю и / или работникам объекта посещения, другим лицам, обладающим необходимой информацией, вопросы, касающиеся законодательства о труде, получать по указанным вопросам устные и / или письменные объяснения;

4) при наличии признаков уголовного преступления и / или создания угрозы безопасности инспектора труда привлекать работников правоохранительных органов;

5) на предоставление рабочего места с возможностью ведения конфиденциального разговора с работниками относительно предмета инспекционного посещения;

6) фиксировать проведение инспекционного посещения средствами аудио-, фото- и видеотехники;

7) получать от органов государственной власти, объектов посещения информацию и / или документы, необходимые для проведения инспекционного посещения.

Требование инспектора труда о предоставлении объектом посещения для ознакомления документов и / или их копий или выписок из документов, объяснений, доступа ко всем видам помещений, организации рабочего места, внесенное в пределах полномочий, является обязательным для исполнения.

Инспекторам труда запрещается:

1) выступать посредниками, арбитрами или экспертами при рассмотрении индивидуальных или коллективных трудовых споров;

2) подменять работников объекта посещения во время проведения расчетов или перерасчетов размеров принадлежащих работникам средств, готовить заключения о соответствии или несоответствии нормативных актов объекта посещения требованиям нормативно-правовых актов с целью их дальнейшей передачи работникам (в том числе уволенным), другим лицам или органам;

3) проводить инспекционные посещения с целью получения от объекта посещения любых документов или их копий для последующей передачи другим лицам;

4) рассматривать и проверять вопрос, который является предметом рассмотрения в суде или в отношении которого вступило в законную силу решение суда, проверять своевременность, правильность и полноту выполнения решений суда;

5) разглашать коммерческую тайну и конфиденциальную информацию или информацию о производственных процессах, с которыми они могли ознакомиться при исполнении своих должностных обязанностей, кроме случаев, предусмотренных законом, в том числе в течение трех лет после освобождения от должности;

6) разглашать источник всякой жалобы, доведенной до сведения, на недостатки или нарушения и сообщать объекту посещения или его представителю о том, что посещение было проведено в связи с получением такой жалобы;

7) изымать у объектов посещения оригиналы их финансово-хозяйственных, бухгалтерских и других документов, а также компьютеры и их части;

8) проводить инспекционное посещение сверх установленных сроков.

При проведении инспекционного посещения объект посещения вправе:

1) проверять у инспектора труда наличие служебного удостоверения;

2) получать копию направления на проведение инспекционного посещения;

3) не допускать к проведению инспекционного посещения в случае:

отсутствия служебного удостов ния;

когда на официальном сайте Гоструда не обнародована унифицированная форма акта инспекционного посещения;

4) требовать прекращения инспекционного посещения в случае превышения максимального срока осуществления такого мероприятия;

5) представлять в письменной форме свои объяснения, замечания к акту инспекционного посещения;

6) требовать от инспектора труда внесения записи о проведении инспекционного посещения в соответствующий журнал регистрации мероприятий государственного надзора (контроля) объекта посещения (при его наличии) перед подачей акта инспекционного посещения для подписи объектом посещения или уполномоченным им должностным лицом;

7) перед подписанием акта инспекционного посещения быть информированным о своих правах и обязанностях;

8) требовать от инспектора труда соблюдения требований законодательства;

9) требовать неразглашения коммерческой тайны или конфиденциальной информации объекта посещения;

10) обжаловать в установленном законодательством порядке неправомерные действия инспектора труда;

11) получать консультативную помощь от инспектора труда с целью предотвращения нарушений при проведении инспекционных посещений;

12) фиксировать проведение инспекционного посещения средствами аудио-, фото- и видеотехники;

13) обжаловать предписание и / или требование инспектора труда.

За что штрафуют трудовые инспекторы: полный список

По результатам инспекционного посещения составляются акт инспекционного посещения и в случае выявления нарушений требований законодательства о труде — предписание по их устранению и предупреждению об ответственности за нарушение законодательства о труде.

Акт составляется в последний день инспекционного посещения в двух экземплярах, которые подписываются инспектором труда и объектом посещения или уполномоченным им лицом.

Один экземпляр акта остается у объекта посещения.

Второй экземпляр акта остается у инспектора труда.

Если объект посещения не согласен с изложенной в акте информации, акт подписывается с замечаниями, которые являются его неотъемлемой частью.

Замечания могут быть поданы объектом посещения не позднее трех рабочих дней после дня подписания акта. Письменный мотивированный ответ на замечания предоставляется инспектором труда не позднее чем через три рабочих дня с даты их поступления.

Материалы, зафиксированные средствами аудио-, фото- и видеотехники в ходе инспекционных посещений, приобщаются к акту в бумажном или электронном виде на дисках для лазерных систем считывания, на которых проставляется номер и дата составления акта. О приобщении таких материалов делается отметка в акте.

Предписание является обязательным для выполнения в определенные сроки по письменному требованию инспектора труда об устранении объектом посещения нарушений требований законодательства о труде, выявленных во время инспекционного посещения.

Предписание вносится объекту посещения не позднее чем в течение следующего рабочего дня после подписания акта (отказа от подписания), а в случае наличия замечаний — на следующий день после их рассмотрения.

Предписание составляется в двух экземплярах, которые подписываются инспектором труда, который проводил инспекционное посещение, и объектом посещения или уполномоченным им лицом.

Один экземпляр предписания остается у объекта посещения. Состояние выполнения предписания проверяется по истечении указанного в нем срока исполнения. Если объект посещения не предоставил ответа или предоставил его в объеме, недостаточном для подтверждения факта выполнения предписания, проводится инспекционное посещение.

В случае отказа объекта посещения или уполномоченного им лица от подписания или в случае невозможности личного вручения акта и / или предписания акт и предписание составляют одновременно в трех экземплярах.

В случае отказа объекта посещения подписать акт инспектор труда вносит в такой акт соответствующую запись.

Два экземпляра акта и предписания не позднее чем в течение следующего рабочего дня направляются объекту посещения по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований, заказным письмом с описью документов в нем и уведомлением о вручении. На экземпляре акта и предписания, которые остаются у инспектора труда, указываются реквизиты почтового сообщения, которое приобщается к материалам инспекционного посещения.

Объект посещения обязан вернуть инспектору труда нарочно или почтовым отправлением с описью вложения подписанный экземпляр акта и предписания не позднее чем через три рабочих дня с даты его получения.

В случае непоступления в течение семи рабочих дней после дня отправки объекта посещения подписанного экземпляра акта и предписания составляется акт об отказе от подписи в двух экземплярах, один из которых направляется объектуа посещения заказным письмом с уведомлением о вручении.

При наличии нарушений требований законодательства о труде, зафиксированных актом, после рассмотрения замечаний объекта посещения к нему (в случае их поступления) инспектор труда проводит анализ материалов инспекционного посещения, по результатам которого вносит предписание и принимает меры к привлечению виновного в допущении нарушений должностного лица к установленной законом ответственности.

Мероприятия по привлечению объекта посещения и его должностных лиц к ответственности за использование труда неоформленных работников принимаются одновременно с внесением предписания независимо от факта устранения выявленных нарушений в ходе инспекционного посещения.

Предписание или требование инспектора труда могут быть обжалованы соответственно в десятидневный и однодневный срок с даты их получения до руководителя или заместителя руководителя соответствующего территориального органа Гоструда.

В случае несогласия с решением руководителя или заместителя руководителя соответствующего территориального органа Гоструда такое решение может быть обжаловано председателю или заместителю Председателя Гоструда.

Представление в установленный срок жалобы временно прекращает исполнение предписания или требования инспектора труда.

Жалоба рассматривается в 30-дневный срок после дня ее поступления, если иное не установлено законом.

На время рассмотрения жалобы решением руководителя или заместителя органа контроля проведение инспекционного посещения останавливается.

По результатам рассмотрения жалоб предписание, требование инспектора труда могут быть отменены полностью или в отдельной части.

Выездные проверки проводятся уполномоченными должностными лицами в соответствии с индивидуальным графиком, который утверждается руководителем или заместителем руководителя Гоструда или ее территориального органа в соответствии с планом работы Гоструда и ее территориального органа на соответствующий период.

О проведении выездной проверки уполномоченное должностное лицо сообщает объекту надзора не позднее чем за пять рабочих дней до ее начала.

Срок проведения выездной проверки не может превышать пяти рабочих дней и по обоснованному представлению уполномоченного лица может быть продлен руководителем или заместителем руководителя Гоструда или его территориального органа до 10 рабочих дней.

К участию в выездной проверке в случае необходимости могут привлекаться представители центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, профсоюзов, их организаций и объединений профсоюзов, организаций работодателей и их объединений (по согласию), а также другие уполномоченные должностные лица Гоструда и ее территориальных органов.

Перед началом проведения выездной проверки уполномоченное должностное лицо должно предъявить руководителю объекта надзора или уполномоченному им должностному лицу свое служебное удостоверение.

Уполномоченному должностному лицу на время проведения выездной проверки предоставляется рабочее место с правом пользования телефонной связью, множительной техникой, другими услугами технического характера, необходимыми для реализации полномочий при выездной проверке, оформления материалов выездной проверки, общения с должностными лицами объекта надзора ( в случае необходимости получения объяснений).

С целью осуществления государственного надзора уполномоченные должностные лица имеют право:

1) беспрепятственно получать от объектов надзора документы, информацию, показатели статистической и оперативной отчетности и любые данные, связанные с осуществлением контрольных полномочий;

2) ставить должностным лицам объекта надзора вопросы, получать от них необходимые объяснения, отчеты, материалы, другую информацию об уровне и состоянии профилактической работы, причинах нарушений законодательства о труде и принятых мерах к их устранению;

3) анализировать материалы и организационно-распорядительные документы, которые составляются во время проведения и по результатам инспекционных посещений, невыездных инспекций; показатели статистической и оперативной отчетности; данные сравнения фактически достигнутых результативных показателей осуществления полномочий к показателям выполнения определенных Гоструда планов; данные интервьюирования, анкетирования, опросы граждан и сбор информации от юридических лиц;

4) получать от государственных органов, физических и юридических лиц документы и материалы по предмету государственного надзора, получать информацию из автоматизированных информационных и справочных систем, реестров и баз данных, созданных государственными органами;

5) требовать прекращения действий, препятствующих осуществлению государственного надзора;

6) делать выводы о состоянии соблюдения объектом надзора законодательства о труде при осуществлении контрольных полномочий;

7) по результатам государственного надзора инициировать проведение объектами надзора информационно-разъяснительных кампаний по наиболее эффективным способам соблюдения норм законодательства о труде, защиты и восстановления трудовых прав работников.

В случае выявления нарушения и / или недостатков при осуществлении объектами надзора контрольных полномочий уполномоченные должностные лица имеют право:

1) вносить руководителю объекта надзора обязательное для выполнения требование;

2) инициировать привлечение должностных лиц объекта надзора к ответственности за нарушение законодательства при осуществлении контрольных полномочий;

3) инициировать отмену или приостановление действия решений, принятых должностными лицами объекта надзора при осуществлении контрольных полномочий, если они противоречат законодательству о труде.

Должностные лица объекта надзора имеют право:

1) проверять у уполномоченного должностного лица наличие служебного удостоверения;

2) не допускать уполномоченное должностное лицо к проведению выездной проверки в случае отсутствия служебного удостоверения;

3) подавать в письменной форме свои объяснения, замечания об устранении нарушений к выводу и / или требованию;

4) требовать от уполномоченного должностного лица внесения записи о проведении выездной проверки в соответствующий журнал проверок (при его наличии).

Должностные лица объекта надзора обязаны:

1) допускать уполномоченных должностных лиц к проведению выездной проверки;

2) выполнять требование уполномоченного должностного лица по устранению выявленных нарушений требований законодательства о труде;

3) предоставлять документы, объяснения, справки, сведения, материалы по вопросам, возникающим при осуществлении государственного надзора;

4) отчитываться о выполнении возложенных на объект надзора контрольных полномочий по форме и в сроки, определенные Гоструда, но не чаще чем один раз в месяц;

5) сообщать уполномоченному должностному лицу о выполнении требования, а также о привлечении к ответственности должностных лиц объекта надзора за нарушение законодательства при осуществлении контрольных полномочий.

В случае создания объектом надзора препятствий в деятельности уполномоченного должностного лица (отказ в допуске к проведению выездной проверки, непредоставление информации, необходимой для осуществления государственного надзора, препятствие в реализации других прав), отсутствия документов, ведение которых предусмотрено законодательством о труде, составляется акт о невозможности составления заключения, который подписывается руководителем объекта посещения или уполномоченным им должностным лицом.

Проверять соблюдение требований законодательства работодателями в отношении нанятых сотрудников могут следующие контролирующие службы:

  • инспекция по труду;
  • сотрудники налоговых органов;
  • органы местного самоуправления.

Как видно, проверять могут многие, накладывать штрафы – не все организации.

Штрафы на работодателей в 2020 году

В 2020 году для различных предпринимателей предусмотрены различные виды штрафов. ФЛП или объекты-единщики могут рассчитывать на предупреждение за неоформленных работников или несоблюдения требований законодательства в отношении наемного работника, которые проходят военную службу (абз. 2, 6 ч. 2 ст. 265 КЗоТ).

Формула штрафа в 2020 году следующая:

Проверяющие не обходят стороной и другие кадровые документы: трудовые книжки и личные карточки. На 50 тыс. рублей оштрафовали компании, в которых сотрудникам, проработавшим больше 5 дней, не оформили трудовые книжки (решения Московского городского суда от 22.07.2019 № 7-8240/2019, 7-8244/2019, 7-8245/2019 и № 7-8241/2019, 7-8243/2019).

По 50 тыс. штрафа пришлось заплатить фирмам, в которых на работников не завели личные карточки по форме № Т-2 (решения Забайкальского краевого суда от 04.02.2019 по делу № 7-21-46/2019 и по делу № 7-21-44/2019).

На такую же сумму Трудовая инспекция оштрафовала компанию за ошибку в личной карточке: специалист по кадровому учёту неправильно указал в ней данные о спецодежде работника, и её выдали не всю (решение Московского городского суда от 18.07.2019 № 7-7127/2019, 7-7207/2019, 7-7210/2019, 7-7126/2019, 7-7154/2019).

Оштрафовать на 30-50 тыс. рублей могут и за другую формальность — если сотрудника не ознакомят под роспись с нужным документом (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ). Вот с какими документами работодатели не ознакомили сотрудников в 2019 году и получили за это штраф:

  • правила внутреннего трудового распорядка (решения Московского городского суда от 22.07.2019 № 7-8240/2019, 7-8244/2019, 7-8245/2019 и № 7-8241/2019, 7-8243/2019 и Забайкальского краевого суда от 04.02.2019 по делу № 7-21-46/2019 и по делу № 7-21-44/2019);
  • приказ о приеме на работу и о прекращении трудового договора (решение Пермского краевого суда от 19.09.2019 по делу № 7-1996/2019(21-1163));
  • положение об условиях оплаты труда и премировании работников (решения Забайкальского краевого суда от 04.02.2019 по делу № 7-21-46/2019 и по делу № 7-21-44/2019);
  • график отпусков (решения Забайкальского краевого суда от 04.02.2019 по делу № 7-21-46/2019 и по делу № 7-21-44/2019).

Первичным звеном в процедуре привлечения к админответственности является составление протокола об административном правонарушении.

Основанием для возбуждения административного производства является выявление должностным лицом ИФНС фактов нарушения налогового законодательства. По результатам проверки сотрудник ИФНС, усмотревший в деяниях конкретного лица состав административного правонарушения, составляет соответствующий протокол.

Право рассматривать подобные протоколы закон делегирует многим государственным органам. Так, в силу положений главы 23 КоАП РФ:

  • территориальные органы ФНС возбуждают и рассматривают административные деликты, предусмотренные ст.ст. 14.5. 14.13, 15.1, 15.27, 19.7.6 КоАП РФ, относящиеся к категории правоотношений, напрямую связанных с полномочиями ФНС;
  • судьи рассматривают административные протоколы, составленные ИФНС и связанные с нарушением налогового законодательства по ст.ст.15.4–15.8, 15.11, 15.15.6 .

Поскольку любой вид ответственности персонифицирован, то при нарушениях, допущенных юридическим лицом в сфере налогового законодательства, административное наказание накладывается на должностных лиц предприятия, организации или субъекта предпринимательской деятельности.

Статья 5.27 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение норм трудового права, изложенных как непосредственно в ТК РФ, так и в иных нормативных актах, включая сам КоАП.

Так, нарушение положений ТК и иных нормативных актов влечет за собой наложение штрафа на работодателя в границах от 1000 рублей (для ИП и физических лиц) до 50 000 рублей для юридических лиц.

Размер штрафа, в силу положений п.2 ст. 5.27, может быть увеличен в границах от 10 000 до 70 000 рублей, если работодатель привлекается к ответственности за нарушение трудового законодательства повторно.

Кроме того, КоАП устанавливает собственные виды административных деликтов, а именно:

  • незаключение или уклонение от заключения с работником трудового договора;
  • фактическое допущение к работе работника, с которым не был заключен трудовой договор;
  • умышленная подмена трудового договора гражданско-правовым договором с работником;
  • ненадлежащее составление трудового договора с работником;
  • невыплата заработной платы или неполная ее выплата при условии отсутствия в действиях работодателя состава уголовного преступления;
  • учинение работнику препятствий в деле выбора банка для перечисления заработной платы;
  • умышленное занижение размера заработной платы работников ниже нормы, предусмотренной ТК.

Административные протоколы по правонарушениям в сфере трудового законодательства составляются, в соответствии с п.6 ст. 28.3 КоАП РФ, должностными лицами государственных органов, контролирующих исполнение трудового законодательства.

Рассматриваются материалы по административным нарушениям в сфере трудового законодательства судьями в соответствии с принципом территориальности.

Согласно законодательству, привлекать к административной ответственности могут как граждан и должностных лиц, так индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В зависимости от статуса виновного варьируются и последствия нарушения закона, от административных штрафов до дисквалификации должностного лица.

Например, за ненадлежащее оформление трудового договора, светит штраф в размере:

  • от 10 000 до 20 000 рублей (на должностное лицо);
  • от 5000 до 10 000 рублей (на ИП);
  • от 50 000 до 100 000 рублей (на юридическое лицо).

Причем, никто не запрещает налагать штраф одновременно на должностное и юридическое лицо.

Что же такое должностное лицо по КоАП?

Трудовые штрафы: Сколько придется платить работодателю

Если не усложнять, то это лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции (ст. 2.4 КоАП).

Административный кодекс РФ не расшифровывает указанные функции.

Для того, что более менее понимать, что к ним относится, некоторые суды приводят в пример выдержки из Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 г. N 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий».

Согласно указанным документам:

Организационно-распорядительные функции – руководство трудовым коллективом, формирование кадрового состава, определение трудовой функции работника, применение мер поощрения и награждения, наложение дисциплинарных взысканий.

Административно-хозяйственные функции — управление и распоряжение имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций (учреждений, воинских частей и подразделений), совершение иных действий (например, принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).

Таким образом, к должностным лицам вполне относятся все руководители организаций, структурных подразделений, в том числе директора по кадрам, руководители (начальники) отделов кадров, т.к. они в большинстве случаев осуществляют указанные функции.

Что касается специалистов по кадрам или инспекторов по кадрам. Исходя из указанных выше формулировок, они не могут относиться к должностным лицам, т.к. не выполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции. Но согласно судебной практике, они также привлекаются к административной ответственности, как и руководители, т.к. суды считают их должностными лицами.

Основная статья – 5.27 КоАП «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».

Статью 5.27.1 КоАП «Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ», в настоящей статье я не рассматриваю, т.к. она касается охраны труда, а не кадров.

Итак. Некоторые суды признают работника отдела кадров должностным лицом, ответственным за нарушение трудового законодательства.

Специалист по кадрам – должностное лицо

Так, специалист по кадрам была привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП за отсутствие уведомления уволенному работнику о необходимости явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на отправление ее по почте. Кадровому специалисту был назначен административный штраф в размере 2000 рублей (максимальный по этой части 5000 рублей).

Некоторые нет, т.к. рядовой кадровик не имеет подчиненных работников, и он не обладает организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями.

Специалист по кадрам – не должностное лицо

За отсутствие в трудовых договорах работников условий труда на рабочем месте, специалист по кадрам была подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей (максимальный 5000 рублей) по ч. 1 ст. 5.27 КоАП. Суд отметил, что специалист по кадрам относится к категории специалистов и не имеет подчиненных ему работников. Он также не обладает полномочиями по руководству коллективом, расстановке и подбору кадров, организации труда или службы подчиненных, поддержанию дисциплины, применению мер поощрения и наложению дисциплинарных взысканий, а также полномочиями по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами учреждения, принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения и т.п.

Очень сильно, не повезло кадровикам, работающим с иностранными гражданами.

По моим ощущениям из всей массы административных штрафов на кадровиков они лидируют либо встают наравне с общими основаниями по статье 5.27 КоАП «Нарушение трудового законодательства». Причем основная масса судов, признают кадровиков должностными лицами.

Кадровиков, работающих с иностранными гражданами привлекают по:

  • ст. 18.15 «Незаконное привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства – например, за привлечение к трудовой деятельности иностранного гражданина без разрешения или патента (штраф от 25 000 до 50 000 рублей) или за не уведомление (штраф от 35 000 до 50 000 рублей);
  • ст. 18.9 «Нарушение правил пребывания в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства» — штраф от 40 000 до 50 000 рублей.

Инспектор по кадрам – должностное лицо

Инспектор по кадрам муниципальной организации была привлечена к административной ответственности по ч. 3 ст. 18.15 КоАП за не уведомление соответствующего территориального органа, о прекращении трудового договора с иностранным гражданином и подвергнута минимальному административному штрафу в размере 35 000 рублей.

Представитель организации попытался оспорить штраф заявив, что инспектор по кадрам не можется являться должностным лицом.

Суд с этим не согласился, сославшись на приказ о приеме на работу, должностную инструкцию, в соответствии с которой на работника была возложена обязанность по уведомлению территориального органа исполнительной власти в сфере миграции о приеме и увольнении иностранных граждан.

Исходя из этого, инспектора по кадрам признали должностным лицом, наделенным организационно-распорядительными функциями.

Инспектор отдела кадров – должностное лицо

Инспектора отдела кадров привлекли к административной ответственности по ч. 4 ст. 18.9 КоАП в виде штрафа в размере 42 000 рублей, за не уведомление об изменении срока пребывания в РФ иностранного гражданина, т.е. неисполнение принимающей стороной обязанности в связи с осуществлением миграционного учета, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

Кадровик был признан должностным лицом в силу приказа об ответственности за регистрацию иностранных граждан. Ссылка в решение на должностную инструкцию отсутствует.

И только в одном судебном решение (а я их рассмотрела 50 штук) суд признал кадрового специалиста, работающего с иностранными гражданами, не должностным лицом.

Специалист отдела кадров – не должностное лицо

Суд в Амурской области не согласился с представителем МВД оштрафовавший специалиста отдела кадров по ч. 1 ст. 18.15 КоАП за привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина без патента. Штраф по этой статье на должностное лицо от 25 000 до 50 000 рублей.

Инспектор МВД посчитал, что кадровик является должностным лицом в силу должностной инструкции, по которой работник является ответственным лицом за оформление иностранных граждан и направление уведомлений.

Суд в своем решении привел текст Постановлений ВС РФ, которые я указывала выше, а именно, что относится к организационно-распорядительным или административно-хозяйственным функциям, а также на должностную инструкцию, в соответствии с которой специалист отдела кадров не относится к категории руководителей.

Согласно ст. 64.1 Трудового кодекса РФ, работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в 10-ый срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы.

За отсутствие уведомления в установленный законом срок предусмотрена административная ответственность по ст. 19.29 КоАП с наказанием в виде штрафа от 20 000 до 50 000 рублей (для должностных лиц) и от 100 000 до 500 000 рублей (для юридических лиц).

Начальник отдела кадров была признана виновной по ст. 19.29 КоАП за не сообщение в 10-дневный срок о приеме на работу бывшего федерального государственного служащего.

Согласно должностной инструкции, на начальника отдела кадров возложена обязанность по обеспечению контроля за соблюдением норм трудового законодательства в работе с персоналом, а также знание трудового законодательства, законодательства и нормативных актов по вопросам выполняемой работы, порядка оформления, ведения и хранения документации, связанной с кадрами и их движением.

Не секрет, что руководитель кадровой службы также является ответственным лицом за нарушения трудового законодательства, если не наравне с руководителем организации, то уж точно рядом.

В сегодняшней статье я делала акцент на обычных специалистах кадровых служб, почти не затрагивая руководящий состав, т.к. руководитель отдела кадров практически всегда признается должностным лицом, выполняющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.

В принципе, переложить эту ответственность на реального виновного, того же специалиста по кадрам в теории можно, тем более, судя по практике, их также признают должностными лицами, но следует знать, что встречаются решения судов, которые априори считают руководителей ответственными за работу своего отдела. И это, наверно, правильно, руководитель отвечает перед законом, подчиненный работник перед своим руководителем.

Начальник отдела кадров была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 3000 рублей, за отсутствие подписи работника о получении экземпляра трудового договора.

Начальник отдела кадров попыталась обжаловать решение суда, сославшись на ненадлежащий субъект административного правонарушения, т.к. в момент проверки она находилась в ежегодном отпуске, поэтому подготовкой документов занимались руководитель охраны труда и специалист по кадрам.

Суд отметил, что руководитель отдела кадров, является ответственным лицом за ведение документации, руководит работниками своего отдела, ответственна за выполнение ими должных обязанностей.

Но, исходя из обстоятельств дела, судья признал нарушение малозначительным, заменив штраф 3000 рублей на устное замечание.

Как установило постановление Правительства РФ от 30.11.2020 № 1969, продление моратория на проверки коснулось в 2021 году не всех, а только малых предприятий.

Однако и здесь есть исключение, если СМП относится к категории высокого риска, то проверка трудовой инспекции все равно нагрянет.

Поэтому плановые проверки ожидают и малые предприятия, и средние, и крупные, а также некоммерческие организации с численностью сотрудников до 200 человек, на которых высок риск пожаров, несчастных случаев, экологического ущерба и нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.

Кроме того, уточняется, что запрет действует только для плановых проверок и не распространяется на административные расследования, которые проводятся по статье 28.7 КоАП.

Таким образом, инспектор ГИТ имеет право провести расследование при установлении нарушений трудового законодательства.

Напомним: для начала расследования достаточно только информации, указывающей на него: например, обращение работника.

При этом, инспекторы не обязаны уведомлять работодателя, а также согласовывать проведение расследования с прокуратурой.

Поэтому в рамках ограничений инспекторы использовали административные расследования без взаимодействия с работодателями.

Например: Роструд имеет право проводить мероприятия без взаимодействия, чтобы проверить, как организация провела специальную оценку условий труда (СОУТ) и оформила ее результаты (приказ Минтруда от 16.01.2019 № 13н).

При проверке инспекторы могут запросить только определенный перечень документов: он не вправе запрашивать документы и информацию, которые не относятся к предмету проверки.

Плановые проверки проводятся на основе чек-листов – это списки контрольных вопросов. То есть иных вопросов, кроме указанных в проверочных листах, инспекторы задавать не вправе. На текущий момент всего утверждено 133 чек-листа (приказ Роструда от 10.11.2017 № 655 в ред. Приказа Роструда № 201 от 11.04.2018 г. и № 153 от 3 августа 2020 г.).

Однако не все чек-листы утверждены на данный момент: например, Ростехнадзор пока не утвердил чек-лист по сосудам под давлением

Напоминаем, плановые проверки трудинспекция проводит:

  • 1 раз в 2 года — компании из категории высокого риска
  • 1 раз в 3 года — организации, которым присвоена значительная категория риска
  • 1 раз в 5 лет — компании со средним риском
  • 1 раз в 6 лет — предприятия из категории с умеренным риском

Все чек-листы можно найти в открытом доступе и подготовиться заранее к проверке, проведя аудит по соответствующему вашей деятельности списку вопросов. Мы собрали для вас базу всех чек-листов ГИТ, ее можно скачать по ссылке ниже.

Если не заключить с сотрудником трудовой договор, работодателю грозит штраф до 100 тыс. руб. (ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ). Но не все знают, что этот штраф может применяться, даже если трудовой договор есть.

Во время проверок трудовая инспекция изучает тексты самих договоров и смотрит, все ли обязательные пункты в них отражены (ст. ТК РФ). Ошибка или невнимательность может стоить компании те же 100 тыс. рублей. Оштрафовать могут и по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ)— за нарушение трудового законодательства. По этой статье взыщут до 50 тыс. рублей. Мы собрали в таблицу случаи таких штрафов.

Штрафы за ошибки в трудовых договорах

Основание для штрафа Арбитражное дело Сумма штрафа
Спецоценка условий труда или аттестация рабочих мест показала, что есть отклонения от обычных условий, но в трудовом договоре нет ссылки на условия труда Решения Московского городского суда от 18.07.2019 № 7-7127/2019, 7-7207/2019, 7-7210/2019, 7-7126/2019, 7-7154/2019 До 100 тыс. рублей
В договоре нет условий социального страхования работников Решения Московского городского суда от 22.07.2019 № 7-8240/2019, 7-8244/2019, 7-8245/2019 и № 7-8241/2019, 7-8243/2019 До 100 тыс. рублей
В договоре не указано место работы Решения Забайкальского краевого суда от 04.02.2019 по делу № 7-21-46/2019 и по делу № 7-21-44/2019 До 100 тыс. рублей
В договоре не говорится о выплате «северных» надбавок или районных коэффициентов Решение Свердловского областного суда от 18.06.2019 по делу № 72-698/2019 До 100 тыс. рублей
Ошибка с установлением оклада: «северный» коэффициент включён в оклад, а не прописан отдельно Решение Пермского краевого суда от 19.09.2019 по делу № 7-1997/2019(21-1164) До 50 тыс. рублей
Нет допсоглашения по изменившимся условиям или режиму труда Решение Пермского краевого суда от 16.09.2019 по делу № 7-1929/2019/21-1119/2019 До 100 тыс. рублей
Нет подписи сотрудника на экземпляре договора, который хранится у работодателя Решения Забайкальского краевого суда от 04.02.2019 по делу № 7-21-46/2019 и по делу № 7-21-44/2019, Московского городского суда от 18.07.2019 № 7-7127/2019, 7-7207/2019, 7-7210/2019, 7-7126/2019, 7-7154/2019, Пермского краевого суда от 19.09.2019 по делу № 7-1996/2019(21-1163) До 50 тыс. рублей

Все эти нарушения формальны и не причиняют работникам никакого вреда. Однако судьи отмечают, что угроза в данном случае не в материальных последствиях для сотрудников, а в пренебрежительном отношении работодателя к своим обязанностям и к интересам работника (решения Московского городского суда от 22.07.2019 № 7-8240/2019, 7-8244/2019, 7-8245/2019 и № 7-8241/2019, 7-8243/2019).

Проверяющие не обходят стороной и другие кадровые документы: трудовые книжки и личные карточки. На 50 тыс. рублей оштрафовали компании, в которых сотрудникам, проработавшим больше 5 дней, не оформили трудовые книжки (решения Московского городского суда от 22.07.2019 № 7-8240/2019, 7-8244/2019, 7-8245/2019 и № 7-8241/2019, 7-8243/2019).

По 50 тыс. штрафа пришлось заплатить фирмам, в которых на работников не завели личные карточки по форме № Т-2 (решения Забайкальского краевого суда от 04.02.2019 по делу № 7-21-46/2019 и по делу № 7-21-44/2019).

На такую же сумму Трудовая инспекция оштрафовала компанию за ошибку в личной карточке: специалист по кадровому учёту неправильно указал в ней данные о спецодежде работника, и её выдали не всю (решение Московского городского суда от 18.07.2019 № 7-7127/2019, 7-7207/2019, 7-7210/2019, 7-7126/2019, 7-7154/2019).

Оштрафовать на 30-50 тыс. рублей могут и за другую формальность — если сотрудника не ознакомят под роспись с нужным документом (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ). Вот с какими документами работодатели не ознакомили сотрудников в 2021 году и получили за это штраф:

  • правила внутреннего трудового распорядка (решения Московского городского суда от 22.07.2019 № 7-8240/2019, 7-8244/2019, 7-8245/2019 и № 7-8241/2019, 7-8243/2019 и Забайкальского краевого суда от 04.02.2019 по делу № 7-21-46/2019 и по делу № 7-21-44/2019);
  • приказ о приеме на работу и о прекращении трудового договора (решение Пермского краевого суда от 19.09.2019 по делу № 7-1996/2019(21-1163));
  • положение об условиях оплаты труда и премировании работников (решения Забайкальского краевого суда от 04.02.2019 по делу № 7-21-46/2019 и по делу № 7-21-44/2019);
  • график отпусков (решения Забайкальского краевого суда от 04.02.2019 по делу № 7-21-46/2019 и по делу № 7-21-44/2019).

Общий срок для привлечения к административной ответственности установлен в 2 месяца со дня совершения правонарушения, а если дело должно рассматриваться судьей – то 3 месяца. Если соответствующие сроки истекут к моменту рассмотрения дела, тогда лицо не подлежит привлечению к ответственности.

Однако, за отдельные составы правонарушений КоАП РФ установлены более длительные сроки давности привлечения к ответственности, в связи с чем по отдельным составам следует смотреть положения ст. 4.5. КоАП РФ.

Штраф 50 тыс. рублей может ждать и тех, кто пренебрегает медосмотрами, и тех, кто не следует нужным формальностям (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).

К примеру, оштрафовали работодателя, который допускал к работе водителей без предрейсовых медосмотров (решение Московского городского суда от 18.07.2019 № 7-7127/2019, 7-7207/2019, 7-7210/2019, 7-7126/2019, 7-7154/2019). Тем же решением Мосгорсуд признал правомерным назначение штрафа компании за то, что она небрежно оформляла журналы о прохождении работниками первичного инструктажа. В частности, не вносила данные о дате допуска работника к самостоятельной работе и периоде стажировки.

Работодатель обязан выдавать расчётный листок каждому работнику по итогам месяца или при увольнении (ст. 136 ТК РФ). Проверяющие анализируют их с двоякой целью.

Во-первых, сверяют даты начислений и выплат в расчётных листках и в платёжных поручениях. Обнаружив расхождения, привлекают компанию к ответственности за несвоевременную выплату (ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ; решение Московского городского суда от 18.07.2019 № 7-7127/2019, 7-7207/2019, 7-7210/2019, 7-7126/2019, 7-7154/2019).

Во-вторых, контролёры проверяют, правильно ли составлены сами расчётные листки. Если в них нет исчерпывающих данных о составных частях зарплаты, компанию штрафуют по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. Например, такой штраф можно получить, если не обозначить в листке надбавку в виде «северного» коэффициента (решение Свердловского областного суда от 18.06.2019 по делу № 72-700/2019).

Итак, проверка закончена и в результате выявлены нарушения трудового законодательства, за которые предусмотрена административная ответственность.

Ответственность за нарушение законодательства о труде установлена ст.5.27 КоАП РФ.

Согласно п.1 ст.5.27 КоАП РФ, нарушение трудового законодательства влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 рублей;
  • на предпринимателей – от 1000 до 5000 рублей;
  • на юридических лиц – от 30 000 до 50 000 рублей.

Обратите внимание!

С 1 января 2015 г введена специальная ответственность за:

  • фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказываются признать возникновение трудовых отношений. За это правонарушение должностному лицу грозит штраф в размере от 10 000 до 20 000 рублей (п.2 ст.5.27 КоАП РФ);
  • уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем.

Это правонарушение предусматривает штраф для должностных лиц в размере от 10 ООО до 20 ООО рублей, для предпринимателей – от 5000 до 10 000 рублей, для организаций – от 50 000 до 100 000 рублей.

Нарушение трудового законодательства должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Для организаций в такой ситуации размер штрафа увеличивается в два раза.

С 1 января 2015 г. также введена в действие специальная статья 5.27.1 КоАП РФ, устанавливающая ответственность за нарушение требований охраны труда.

Так, нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение влечет:

  • для должностных лиц штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей или предупреждение:
  • для предпринимателей штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей;
  • для организаций штраф в размере от 60 000 до 80 000 рублей (п.2 ст.5.27 1 КоАП РФ).

Новые штрафы по расписанию: за что будут наказывать украинцев. Суммы серьезные

Именно ответственности работодателя за нарушение трудового законодательства будет посвящена эта статья. Если ваш работодатель нарушает ваши права, вам будет полезно узнать, как правильно и по закону на него воздействовать.

Если точно такой же тип административного правонарушения совершен работодателем повторно, физлицу придется заплатить 5 000 рублей; тому, кто не является юридически лицом – 30 000 — 40 000 рублей, а предприятию – от 100 000 до 200 000 рублей.

В случае совершения преступлений, связанных с нарушением трудового законодательства, может быть назначено наказание в виде лишения свободы. Такая ответственность работодателя за нарушение трудового законодательства может наступать в следующих ситуациях:

В зависимости от того, какие именно нормы Трудового кодекса были проигнорированы, различается и мера наказания. Поэтому каждый конкретный случай должен рассматриваться в отдельном порядке. Причем к ответственности могут привлечь и работников, нарушивших установленные правила.

Административная ответственность за нарушение норм в сфере трудового законодательства предусматривает наложение штрафов. Санкции применяются при наличии состава административного правонарушения судом или органами, осуществляющими надзор.

  • внутреннего трудового распорядка, дисциплины (локальных нормативных актов, утвержденных правил распорядка и т.д.);
  • имущественных интересов работника (группы работников) или работодателя (включая причинение ущерба имуществу);
  • административного порядка, действующих федеральных законов, гражданских прав и интересов.

Работодателям в нынешних обстоятельствах юристы рекомендуют тщательно изучить КоАП, проверить документацию и пересмотреть штатный состав. Работникам же, особенно иностранцам, легализировать свой статус, поскольку нарушения ТК влекут немалые штрафы.

Теперь работодатели, игнорирующие требования кодекса и иных НПА, содержащих нормы трудового права, несут крупные финансовые потери и могут быть дисквалифицированы при повторных инцидентах. Должностные лица, ИП, юрлица — все обязаны правильно оформлять ТД, соблюдать порядок специальной оценки условий труда, допускать к работе только подготовленных людей Санкции не только ужесточены, они также расширены и касаются как нанимателей, так и наёмных работников, трудовое взаимодействие которых реализуется незаконно.

Наиболее часто свои полномочия применяют должностные лица органов госнадзора и контроля за соблюдением законодательства в сфере труда — госинспекторы труда Госинспекций труда в субъектах РФ (инспекторы правовые и по охране труда).

Например, согласно ст. 277 ТК РФ в предусмотренных законом случаях руководитель организации возмещает ей убытки, причиненные своими виновными действиями; убытки при этом рассчитываются по нормам гражданского законодательства.

За установку мер рассматриваемой нами ответственности и факторов привлечения к ней отвечает ТК РФ. Она может коснуться только находящихся в штате и вне штата специалистов, управляющего и руководящего персонала, а также начальника всего учреждения.

  1. Нарушен внутренний порядок труда, дисциплина труда;
  2. Нарушены имущественные права сотрудника либо руководителя.
  3. Нарушены административный порядок, федеральные акты, права и интересы специалиста, руководителя, рабочего.

Важным следствием реализации указанного проекта регуляторной гильотины стала отмена значительного количества нормативных актов, которые имели статус основополагающих для разных отраслей. Инженеры по ОТ, которые почти ежедневно сталкивались с положениями этих правовых актов, с 1 января 2021 года обнаружили, что многие из них больше не действуют. Последние изменения в законодательстве по охране труда привели к тому, что список упраздненных включил следующие категории правовой документации:

  • Постановление Правительства от 26 августа 1995 г. № 843, которое содержало список типовых мер по достижения требуемого уровня безопасности труда работников;
  • Постановление Правительства от 25 февраля 2000 г. № 162, содержавшее список должностных позиций, запрещенных для женщин по причине тяжелых условий работы;
  • порядка 180 стандартных инструкций по охране труда для разных сфер;
  • рекомендации по организации работы по охране труда уполномоченных сотрудников, выступающих представителями профсоюзной организации или рабочего коллектива;
  • ряд ключевых приказов Минтруда, которые устанавливали правила ОТ для конкретных областей деятельности – например, отлично известный приказ Минтруда от 28 марта 2014 года № 155н, определявший правила выполнения работ на высоте;
  • пункт 7 статьи 27 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ, который допускал возможность использования неаттестованных методик для выполнения замеров вредоносных факторов при выполнении спецоценки условий труда;
  • другие нормативные акты по ОТ.

Приведенный список, конечно, далеко не полон и включает только самые важные правовые акты, которые были отменены с 1 января 2021 года. Полный перечень изменений по охране труда в 2021 году, содержащий указания на отмененные нормативные акты, определен постановлением Правительства от 4 августа 2020 г. № 1181.

Анализируя проделанные изменения, представителям отдельных отраслей следует тщательно проверить применяемые нормативные документы на предмет их действительности: изменения в правилах охраны труда в строительстве, новые изменения в охране труда в школах и другие нововведения слишком объемны, чтобы осветить их одним материалом. Однако некоторые общие сведения будут актуальны для любой области деятельности, поэтому стоит указать, какие нормы действовавшего законодательства по ОТ остались актуальны и в 2021 году. Их список включает:

  • обязательный характер спецоценки для организаций, кроме тех, которые сотрудничают только с надомными или удаленными работниками. Порядок организации и выполнения СОУТ по-прежнему регулируется положениями федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ;
  • введение должности инженера по ОТ или профильной службы на предприятиях, имеющих больше 50 работников;
  • организация регулярных инструктажей по охране труда для работников предприятия, а для некоторых категорий сотрудников – расширенного обучения по программам охраны труда по профилю их деятельности. Согласно совместному постановлению Минобра и Минтруда от 13 января 2003 года для организации такого обучения следует разработать инструкции по охране труда с новыми изменениями;
  • выдача работникам защитных средств, обеспечивающих минимизацию вредоносного воздействия производственных факторов, присутствующих на рабочих местах. Нормы выдачи и номенклатура таких средств устанавливаются положениями приказа Минтруда от 09.12.2014 № 997н;
  • финансирование оплаты страховых взносов на обязательное страхование персонала предприятия от производственных травм и профессиональных заболеваний согласно нормативам федерального закона от 25.12.2018 N 477-ФЗ;
  • другие нормы законодательства.

Можно признать, что основные принципы государственной политики по направлению к приемлемому уровню безопасности труда работников предприятий остались прежними.

Штрафы на кадровиков

К началу 2021 года Правительством, Минтрудом и подведомственными ему организациями проделана большая работа по актуализации нормативной базы и разработке обновленных правовых документов, вводящих оптимизированные требования в области охраны труда к российским организациям. Здесь приводится сравнительная таблица изменений по охране труда 2021 года, которая включает наиболее значимые нововведения.

Нормативный документ

Сфера применения

Основные нововведения

Приказ Минтруда от 18 июля 2019г. № 512н

Труд женщин

Сокращение количества должностных позиций, на которых запрещено применение труда женщин, с более чем 450 до 100

Постановление Правительства от 31 августа 2020 г. № 1325

Оценка пожарного риска

Новые правила выполнения независимой оценки пожарного риск для отдельных типов объектов

Постановление Правительства от 22 июля 2020 г. № 1084

Расчеты уровня пожарного риска

Введение методики расчетов уровня пожарного риска для разных типов объектов

Постановление Правительства от 16 сентября 2020 г. № 1479

Организация противопожарного режима

Новые правила организации противопожарного режима для разных типов организаций

Постановление Правительства от 18.09.2020 № 1485

Организация инструктажа

Введение нового типа инструктажа по охране труда, обязательного для всех сотрудников предприятия. Одновременно с этим должны быть сделаны изменения в инструкциях по охране труда 2021 года

Совместный приказ Минздрава и Минтруда от 31 декабря 2020 года N 988н/1420н

Организация обязательных медосмотров работников

Введение обновленного списка вредоносных факторов производства, обусловливающих обязательный характер медосмотров для работников, а также установление порядка проведения таких медицинских осмотров

Все приведенные нормативные документы уже начали применяться. Это далеко не полный список новых нормативных документов, которые начали действовать с 2021 года – эта таблица содержит только наиболее значимые из них, то есть те, которые касаются всех или большей части предприятий. Кроме этого, с 1 января 2021 года вступили в силу 40 новых приказов Минтруда, утверждающих инструкции по ОТ для разных отраслей – от работы метрополитенов до выполнения окраски поверхностей. В дополнение к ним в течение года Министерство собирается принять еще ряд инструкций.

Применение требований новых нормативных документов стало обязательным для всех предприятий, на которые распространяется их действие. Чтобы выполнить требования действующего законодательства, руководителям организаций необходимо уже в самые ближайшие недели предпринять требуемые действия. Так, они обязаны будут выполнить пересмотр всей локальной нормативной документации для внесения в нее соответствующих изменений, а также осуществить внесение изменений в инструкции по охране труда. Кроме этого, нужно учитывать, что алгоритм действий при изменении требований охраны труда, установленный постановлением № 1/29, требует в таких обстоятельствах провести внеплановые инструктажи для работников. Компаниям также необходимо следить за рекомендациями Минтруда, Минздрава и Росздравнадзора в области профилактики коронавирусной инфекции на предприятиях и отражать их в работе своих предприятий.

Впрочем, не исключено, что этим активность законодателей в области изменения действующей правовой базы по охране труда не ограничится. Появилась информация, что в течение 2021 года в нее может быть внесен еще ряд существенных изменений, которые также потребуют отражения в работе российских компаний. Эксперты считают, что такие нововведения могут коснуться вопросов организации системы управления охраной труда на предприятии, проведения обучения по ОТ для сотрудников, а также нормативов и правил выдачи защитных средств, обеспечивающих минимизацию воздействия вредоносных факторов производства на работников.

По ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ работодателям грозит ответственность за фактическое допущение к работе человека неуполномоченным на это работодателем лицом, если работодатель (или его уполномоченный представитель) не заключает с допущенным к работе лицом трудовой договор.

Само по себе фактическое допущение лица к работе не является административным правонарушением, если работодатель выполнил следующие условия:

1. Надлежащим образом оформил допуск сотрудника к работе. Поскольку фактическое допущение к работе – это начало трудовой деятельности, то оно должно быть соответствующим образом оформлено. Порядок такого оформления законодательством не регламентирован. В идеальном варианте следует прописать его в ЛНА. Если же это «разовая акция», то можно поступить следующим образом. Сотрудник (неуполномоченный на допуск работника, но который просит допустить к работе нового человека) пишет руководству или уполномоченному на это работодателем лицу служебную записку. Желательно сделать это заранее, чтобы получить одобрение от руководства (или иного уполномоченного лица). В записке во избежание спорных ситуаций рекомендуется прописать обговоренный характер работы и заработную плату (Пример 1). При согласии уполномоченного принимать решение о трудоустройстве должностного лица целесообразно также оформить такое согласие соответствующей резолюцией на служебной записке. Она послужит основанием для подготовки кадровиком приказа (или распоряжения) о допуске к работе.

  • Свежие
  • Посещаемые

Если вы уже стояли перед выбором между ИП и ООО, то, наверняка, находили информацию, что штрафы на физических лиц в несколько раз ниже, чем на юридических. Это действительно так, если речь идет про штраф для ИП по КоАП РФ.

Этот кодекс регулирует наложение административных санкций, и для организаций они намного больше, чем для предпринимателей. Один из ярких примеров – штраф за размещение наружной рекламы без согласования с местной администрацией.

Если такую рекламу обнаружат у ИП, то он отделается суммой от трех до пяти тысяч рублей. Ну а если законодательство о рекламе нарушит юридическое лицо, то вилка штрафов здесь совсем другая – от 500 тысяч до 1 миллиона рублей.

А вот Налоговый кодекс различий между предпринимателем и организацией не делает. Все налогоплательщики за нарушение налогового законодательства отвечают одинаково, за небольшим исключением.

Учтите, что так называемые надзорные каникулы или периоды освобождения от плановых проверок распространяются только на неналоговые органы. Это Роспотребнадзор, Ространснадзор, Государственная инспекция труда, Росприроднадзор, Госпожнадзор, Росздравнадзор, и др. Сводный план таких проверок ежегодно публикуется на сайте Генеральной Прокуратуры.

Но кроме плановых, возможно проведение внеплановых проверок – по обращению лица, чьи права нарушены, или в случаях причинения вреда жизни и здоровью граждан, культурному наследию и окружающей среде. И хотя санкций в законах прописано много, поверьте, вполне можно спокойно работать, если знать основные и самые частые нарушения.

Перед вами ТОП-7 ситуаций для ИП, за которые вас могут оштрафовать. Просто держите их на контроле, это не так сложно.

Миллион рублей — штраф за нарушение трудового законодательства

Если ИП работает сам, то обязательной отчётности у него немного. Например, на упрощённой системе всего одна годовая декларация, а на ПСН деклараций нет вообще.

Но всё меняется, когда предприниматель нанимает работников. Отчётов здесь несколько видов, некоторые сдаются раз в квартал, но есть и ежемесячные. О том, что и куда сдавать в соответствии с выбранным режимом, можно узнать в нашем налоговом календаре.

Минимальный штраф за несданную налоговую отчётность, в том числе, нулевую – 1 000 рублей. За отчётность по работникам штраф для ИП зависит от конкретной формы. Так, для ежемесячного отчета СЗВ-М сумма зависит от количества сотрудников – 500 рублей за одного человека.

Бухучёт предприниматели не ведут, но кроме бухгалтерского, есть и другой учёт – налоговый. К этому виду учёта относятся не только декларации, но и специальные книги учёта доходов и расходов, разработанные для всех режимов.

Книги доходов и расходов – это регистры налогового учёта, и за их отсутствие налагается штраф от 10 до 30 тысяч рублей по статье 120 НК РФ (если неведение учёта не привело к занижению налога). Если же при проверке выяснится, что в результате отсутствия учёта налог к уплате был занижен, то штраф составит уже 40 тысяч рублей.

Налоги предприниматель должен платить вовремя и в полном размере. Сроки уплаты на разных системах налогообложения тоже указаны в нашем календаре. Штраф за неуплату налогов ИП по статье 122 НК РФ составляет 20% от суммы неуплаченного налога.

Кроме того, предприниматель при наличии работников становится налоговым агентом, поэтому должен удержать с их доходов НДФЛ и перечислить его в бюджет. За нарушение сроков перечисления этого налога штраф налагают на ИП по тем же правилам, т.е. 20% от не перечисленной суммы.

Каждый предприниматель, независимо от наличия доходов от бизнеса, должен платить страховые взносы за себя. Срок уплаты обязательной суммы взносов – в любое время не позднее 31 декабря текущего года.

Для дополнительного взноса в сумме 1% от годовых доходов, превышающих 300 тысяч рублей, установлен другой срок уплаты. Если вы получили в 2021 году доход выше этого лимита, то дополнительный внос можно заплатить до 1 июля 2022 года.

Надо ли платить штрафы ИП за неуплату страховых взносов? Это зависит от того, правильно ли были рассчитаны взносы. По мнению Минфина (письмо от 24 мая 2017 г. N 03-02-07/1/31912), наказывать ИП за неуплату страховых взносов штрафом нельзя, если их сумма не была занижена намеренно или по ошибке.

Соответственно, если взносы начислены верно и правильно отражены в своевременно сданной отчётности или расчёте, то нарушение срока их уплаты приведёт только к начислению пени, но не к штрафу.

Индивидуальный предприниматель – такой же работодатель, как и организация. Со своим работником надо обязательно заключить письменный договор – трудовой или гражданско-правовой. Штраф ИП за неоформленного работника предусмотрен статьёй 5.27 КоАП РФ. Это сумма от 5 до 10 тысяч рублей.

Если же это правонарушение обнаружат повторно, то штраф ИП за неоформленного работника существенно вырастет и составит уже от 30 до 40 тысяч рублей.

Причём, наказать предпринимателя по этой статье могут, даже если в бизнесе ему помогают члены его семьи.

Доказывать, что помощь родственников была безвозмездной, непостоянной и не имела характера трудовых отношений, скорее всего, придётся в суде.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *