Сопровождение инвалидов при трудоустройстве 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сопровождение инвалидов при трудоустройстве 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Если труд работнику не противопоказан, то его принимают на работу на любую должность, которая подходит по квалификации и состоянию здоровья. К примеру, персонал, имеющий ограниченные возможности здоровья, трудоустраивают на должности, для которых определены оптимальные условия труда 1 класса, и примеры профессий людей — инвалидов 2 группы в этом случае выглядят следующим образом:

  • комплектовщики;
  • вахтеры;
  • гардеробщики;
  • массажисты;
  • бухгалтеры;
  • операторы call-центра;
  • интернет-маркетологи;
  • SMM-менеджеры;
  • копирайтеры;
  • программисты и т.д.

Для крупных компаний с числом работников от 100 человек установлена обязательная квота на трудоустройство сотрудников с ограниченными возможностями. Их количество в штате компании должно составлять от 2 до 4% персонала. Из численности для расчета исключаются «вредники», так как, хотя работа инвалидов во вредных условиях труда по ТК РФ не регламентирована, ее запрещают санитарные правила.

Условия труда работников-инвалидов

При приеме на работу такого сотрудника закон позволяет требовать от него только те документы, которые предусмотрены статьей 65 ТК РФ:

  • паспорт;
  • трудовую книжку;
  • СНИЛС.

Этот список работодатель вправе дополнить другими документами, обусловленными характером будущей работы, например, справкой об отсутствии судимости, которая необходима педагогам. Требовать же документы о состоянии здоровья не допускается, если работа не связана с вредными или опасными производственными факторами или если должность не поименована в приложении № 2 к приказу Минздравсоцразвития от 12.04.2011 № 302н.

При наличии ограничений работник по собственной инициативе может предъявить работодателю документы, подтверждающие его статус инвалида, к ним относятся:

  • справка об инвалидности с указанием присвоенной группы. По действующему порядку 1 группа инвалидности присваивается на два года, 2 и 3 — на один год. Таким образом, справка имеет определенный срок действия: после его окончания работник предъявляет новый документ или теряет льготы и компенсации, обусловленные его статусом;
  • индивидуальная программа реабилитации (ИПР). В ней прописываются ограничения и требования к условиям труда для этого специалиста, разрешенные для него параметры работы и т.д.

Работодателю необходимо изучить ИПР соискателя и определиться, сможет ли он предоставить необходимые условия или нет.

На должность специалиста по кадрам устраивается гражданка Иванова А., у которой в справке об инвалидности написано, что нужна работа в помещении, где отсутствуют вредные производственные факторы, позволяющее отнести рабочее место к третьему классу опасности. Работа по этой должности не предполагает нахождение на улице, условия труда на рабочем месте оптимальные, что отражено в карте СОУТ, следовательно, Иванову А. мы принимаем на работу.

Если организация не имеет возможности организовать специальные рабочие места или не готова нести затраты по дооборудованию имеющихся, кандидату отказывают в трудоустройстве. К этому вопросу стоит подойти серьезно, особенно если соискатель пришел с направлением из службы занятости или обратился через аналогичный портал. Необходимо развернуто обосновать свою позицию и указать причину отказа. В противном случае работодателя обвинят в дискриминации людей с инвалидностью и привлекут к административной ответственности.

Все условия прописываются в ИПР, и организация обязана выполнить эти требования. Важнейший вопрос, который необходимо решить при приеме на работу сотрудника с ограничениями по здоровью — разрешенный для него график работы. В ТК РФ оговорены ограничения по труду работающим инвалидам, которые зависят от имеющейся группы инвалидности:

  • для инвалидов I и II групп максимальная продолжительность рабочей недели составляет не более 35 часов — таким работникам устанавливается стандартный размер оклада для их должностной позиции, то есть такой же, как и здоровым работникам, которые трудятся 40 часов в неделю;

  • для инвалидов III группы стандартная рабочая неделя составляет обычные 40 часов, но если по состоянию здоровья ему устанавливается сокращенная рабочая неделя, например, 35 часов или меньше, то оплата его труда производится пропорционально объему отработанного им времени.

Эти общие ограничения применяются в случае, если сотрудник при трудоустройстве предъявил только справку, подтверждающую имеющуюся у него группу инвалидности. Если же он принес индивидуальную программу реабилитации, то приведенные ограничения подлежат корректировке в соответствии с ИПР конкретного работника. В ней четко указывается максимальное количество часов работы в неделю, допустимое для данного сотрудника.

Кроме сокращенного рабочего времени работодатель обязан предоставить работнику, имеющему ограничения по здоровью, другие компенсации, предусмотренные ТК РФ. Наиболее важные из них перечислены в таблице.

Льгота

Характер предоставляемой льготы

Удлиненная продолжительность оплачиваемого отпуска

Общая длительность ежегодного оплачиваемого отпуска должна составлять не менее 30 календарных дней. Ее увеличивают в соответствии с ИПР или по согласованию между работодателем и работником. Конкретная продолжительность отпуска прописывается в трудовом договоре

Предоставление неоплачиваемого отпуска по заявлению работника

По заявлению сотрудника работодатель обязан предоставить ему отпуск без сохранения заработной платы до 60 календарных дней в течение рабочего года. Такой отпуск не подлежит переносу на следующий год, если он не использовался в текущем периоде

Ограничения на привлечение к сверхурочной работе

Сотрудника привлекают к сверхурочной работе только тогда, когда он изъявил письменное согласие на такую деятельность, и она не запрещена ему в соответствии с его ИПР

Особая продолжительность оплачиваемого периода временной нетрудоспособности

Продолжительность длительности одного больничного листа ограничивается 4 месяцами. Максимальная общая длительность пребывания на больничном в течение года составляет 5 месяцев. При заболевании туберкулезом эти ограничения не действуют, больничный оплачивается полностью до восстановления трудоспособности или пересмотра имеющейся группы инвалидности

В дополнение к перечисленным льготам работник с инвалидностью имеет право на получение налогового вычета в размере 500 рублей ежемесячно. Для некоторых категорий работников-инвалидов, например, так называемых чернобыльцев, эта сумма увеличивается до 3000 рублей в месяц.

В случае проверок действия инспектора по охране труда при наличии в штате учреждения среди работников инвалида с третьей группы инвалидности, не говоря уж о второй или первой, сводятся к проверке документов. Информацию о предоставляемых сотруднику льготах, продолжительности рабочей смены, продолжительности отпусков и прочее целесообразно отразить в трудовом договоре, чтобы избежать лишних вопросов. Если набор льгот меняется, например, в связи с пересмотром присвоенной группы инвалидности, то это необходимо указать в дополнительном соглашении.

Когда создаются выделенные рабочие места для инвалидов, спецоценка их проводится в соответствии с положениями федерального закона № 426-ФЗ. Особенно внимательно необходимо отнестись к оценке результатов этой процедуры. В частности, убедиться, что условия работы, в которых трудится такой специалист, соответствуют его индивидуальной программе реабилитации и требованиям Санитарных правил СП 2.2.9.2510-09, которые определяют допустимые условия работы для данной группы сотрудников. Согласно разделу 4 этого нормативного документа запрещается привлечение работников к труду, если условия на их рабочих местах не укладываются в установленные гигиенические нормативы и оказывают выраженное негативное влияние на состояние их здоровья.

Из-за разного количества штатных единиц, которые работают на предприятиях (в соответствии с расписанием и производственной необходимостью) применять конкретные цифровые обозначения по квотируемым местам невозможно. Используемая терминология подразумевает применение некого коэффициента, который можно рассчитать исходя из величины штата.

«Расчетный коэффициент находится в интервале от 2 до 4% (в качестве минимальной и максимальной границы). Брать за основу следует лишь среднесписочную численность трудоустроенных, а незапланированную по «штатке».

Население, по каким-либо причинам испытывающее проблемы при устройстве на работу, нуждается в социальной защите. Региональные нормативные акты каждого конкретного субъекта РФ приводят перечень категорий, имеющих право занять зарезервированные для них рабочие места. Список может быть различным, но, к какой бы местности он не относился, в него непременно будут входить две категории социально незащищенных слоев населения, подлежащих заботе в обязательном порядке.

  1. Инвалиды 1 и 2 групп. Такие лица трудоустраиваются на специально предназначенные для них места, отводимые предпринимателями. Работодатель должен помнить, что не полностью здоровым людям положен укороченный рабочий день, им доступен не весь перечень трудовых функций, их нельзя заставлять работать сверхурочно и в ночные смены.
  2. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если инвалиды 1 и 2 группы не изъявляют желание занять все квотируемые места, закон не против того, чтобы на эти места были приняты инвалиды 3 группы.

  3. Лица младше 18 лет. Официальное трудоустройство в РФ разрешено с 14 лет, а совершеннолетие наступает в 18. Этот промежуток часто является «мертвым» для желающих работать, но не принимаемых работодателями подростков. На помощь приходит государственная квота. Наниматели подростков обязаны соблюдать законодательные требования относительно их организации труда – ограничений и особенностей для таких сотрудников предусмотрено немало.

В разных регионах РФ, помимо двух обязательных социальных групп, квотируемые места могут предоставляться представителям таких соцгрупп:

  • детям, воспитанным в специализированных заведениях;
  • подросткам, растущим в многодетных и/или неполных семьях;
  • детям 14-18 лет, чьи родители официально признаны безработными;
  • родителям-одиночкам, особенно матерям;
  • заключенным, отбывшим свой срок наказания и получившим возможность трудоустройства;
  • отслужившим или комиссованным военнослужащим;
  • лицам, трудоустраивающимся впервые после окончания учебы;
  • трудоспособным людям предпенсионного или пенсионного возраста;
  • участникам ликвидации Чернобыльской катастрофы и т.п.

ВАЖНО! Ключевым смыслом определения категории, нуждающейся в квотировании, является невозможность конкурировать в трудоустройстве с другими слоями населения.

Между тем, возможность обеспечить себя и свою семью является базовой потребностью любого гражданина, обеспечение которой государство гарантирует Конституцией путем предоставления права на труд.

Инвалиды получат дополнительную помощь при трудоустройстве

Как получить средство реабилитации по месту пребывания и почему норму закона о квотировании рабочих мест для инвалидов хотят изменить, в интервью «Российской газете» рассказал первый заместитель министра труда и социальной защиты Алексей Вовченко.

Как изменилась ситуация с занятостью инвалидов в период введения ограничительных мер из-за пандемии коронавируса?

Алексей Вовченко: Занятость среди граждан с инвалидностью осталась на прежнем уровне. Мы собираем сведения каждый год. И в 2021, и в 2021 годах работало примерно одинаковое число граждан с инвалидностью трудоспособного возраста — порядка миллиона человек. Планируем, что число трудоустроенных граждан с инвалидностью будет расти. Конечно, не все из 3,5 млн граждан с инвалидностью физически могут трудиться. Но для многих вопрос трудоустройства актуален. То есть потенциал есть. Мы очень большие надежды возлагаем на службу занятости, которая сейчас реформируется. Трудоустройство инвалидов будет в числе ее приоритетных задач.

Также мы готовим обновленный закон о квотах для приема на работу инвалидов. Нынешнее квотирование слабо работает, норма нужна новая.

Обязанность обеспечивать социальные государственные гарантии накладывается отнюдь не на каждого работодателя.

  • Если штатное количество персонала в организации не более 35 человек, квоты вполне могут никогда не коснуться этой фирмы, если она сама того не пожелает.
  • Персонал численностью в 35 и более сотрудников минимум на 3% должен состоять из льготных категорий. То есть, хотя бы 1 сотрудник должен быть принят по квоте в организацию со штатом 35-40 человек, а если работников от 70 до 100, то квотированных место должно быть уже 2.
  • Более крупные организации, позволяющие себе содержать штат более 100 наемных сотрудников, должны выделять на квоты 4% рабочих мест: минимум 4 сотрудников на сотню должны быть из социально защищаемых категорий.
  • Дальнейшее увеличение численности персонала не влияет на квотируемую долю – она остается 4-процентной.

Можно трудоустроить больше таких сотрудников, чем говорит закон, но меньшее количество недопустимо. Делить процент квоты между разными категориями разрешено: например, взять 2 % несовершеннолетних и 2% инвалидов.

К СВЕДЕНИЮ! Форма собственности организации и особенности организации трудового процесса (кроме фактора вредности труда) не имеют значения для установления квот на рабочие места.

Предприятие в соответствии со ст. 21 ФЗ-181 самостоятельно рассчитывает требуемый показатель резервирования.

Шаг 1. Определяется общее количество рабочих мест, созданных в организации. Расчет среднесписочной численности выполняется по указаниям Росстата, содержащимся в приказе №485 от 06.08.2018.

Шаг 2. Из общего показателя вычитаются вакансии с вредными и опасными условиями — трудоустраивать инвалидов на них нельзя.

Шаг 3. Если оставшееся число превышает 35 человек, организация обязана принимать на работу граждан с ОВЗ.

Шаг 4. Показатель квотирования определяется количеством занятых и региональной величиной квоты.

ВАЖНО!

Наниматель может увеличить число трудоустроенных инвалидов по своему усмотрению, а уменьшить его он не вправе.

Покажем это на примере: квотирование рабочих мест в Москве в 2020 г. регулируется законом г. Москвы от 22 декабря 2004 г. Размер квоты для организаций, в которых работает свыше 100 человек, составляет 2% (ст. 3).

Если условная среднесписочная численность 235 человек, квота составит 5 человек (4,7 получаем при расчете и берем для использования больший показатель): 235 х 0,03 = 4,7.

ВАЖНО!

В столице действует и отдельное постановление правительства Москвы №742-ПП от 04.08.2009. Оно регулирует постановку на учет и снятие с него, порядок отчетности о квотировании рабочих мест в Москве, регламент взаимодействия сторон.

Участие в программе по квотированию налагает на предпринимателя ряд обязательств, неисполнение которых чревато серьезной ответственностью.

Начиная деятельность, владелец организации обязан встать на учет в Центре по квотированию рабочих мест. Присоединение к этой социальной программе обязательно для всех, даже небольших организаций – ведь численность персонала со временем может вырасти.

Пакет документов для регистрации в Центре квотирования:

  • свидетельство о государственной регистрации (копия);
  • устав (копия);
  • бумага о постановке на учет в налоговом органе (копия);
  • письмо из Единого госрегистра;
  • сведения о количестве сотрудников в составе штата.

После подачи документов предпринимателю присваивается регистрационный номер, после чего он должен ежеквартально отчитываться перед этим Центром так же, как и перед ИНФС. Информацию о наличии на предприятии квот нужно подать и на местную биржу труда.

Внутри предприятия руководитель должен создать специальный нормативный акт (положение), регламентирующий процесс квотирования, издать приказ и отредактировать штатное расписание.

Государство обеспечивает инвалидам дополнительные гарантии занятости путем разработки и реализации специальных программ, создания дополнительных рабочих мест, а также установления квоты для приема на работу.

Мероприятия по профессиональной реабилитации или абилитации инвалидов реализуются в рамках программ Красноярского края:

  • Государственная программа Красноярского края «Содействие занятости населения»
  • Региональная программа Красноярского края «Сопровождение инвалидов молодого возраста при трудоустройстве в рамках мероприятий по содействию занятости населения Красноярского края»

Подбор гражданину работы осуществляется на основании имеющегося у гражданина профессионального образования и опыта работы с учетом рекомендаций индивидуальной программы реабилитации или абилитации.

Трудоустройство инвалидов осуществляется на предоставленные работодателями вакантные рабочие места постоянного и временного характера, в том числе квотируемые.
Дополнительные мероприятия по содействию трудоустройству незанятых инвалидов

Оборудование (оснащение) для незанятых инвалидов рабочих мест

В Красноярском крае с 2010 года реализуется мероприятие, направленное на содействие трудоустройству незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места. За этот период создано 1192 рабочих места для трудоустройства инвалидов.

Содействие трудоустройству незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) рабочие места осуществляется путем предоставления работодателям субсидий на возмещение их затрат на оборудование рабочих мест для незанятых инвалидов.

Участники мероприятия:

  • незанятые инвалиды трудоспособного возраста, имеющие показания к трудовой деятельности, обратившиеся в центры занятости населения;
  • работодатели (за исключением государственных учреждений), индивидуальные предприниматели.

Условия предоставления субсидии:

  • оборудование (оснащение) для незанятого инвалида рабочего места в соответствии с изложенными в его индивидуальной программе реабилитации (индивидуальной программе реабилитации или абилитации) рекомендациями по условиям труда и видам трудовой деятельности, с учетом характера функциональных нарушений и ограничений трудоспособности, имеющихся у него профессий (специальностей) и навыков;

  • трудоустройство незанятого инвалида на оборудованное (оснащенное) рабочее место на срок не менее 12 месяцев и сохранение рабочего места, оборудованного (оснащенного) для незанятого инвалида, в течение не менее 12 месяцев с момента его трудоустройства.

Особенности трудоустройства инвалидов в России в 2021 году

Обеспечение занятости инвалидов, предоставление возможности трудиться и реализовывать свои профессиональные интересы является важной гарантией их свободной интеграции в общество. Отдельная статья Конвенции о правах инвалидов посвящена гарантиям их трудовой деятельности. Закрепляется право инвалидов на труд наравне с другими, которое включает в себя следующие правомочия:

  • право получить возможность самостоятельно зарабатывать себе на жизнь трудом;
  • право на свободу труда (свободу выбора рода занятий) в условиях доступности рынка труда для инвалидов.

Государства-участники Конвенции о правах инвалидов принимают на себя обязательства по реализации гарантий права инвалидов на труд, в числе которых указываются следующие:

  • запрет дискриминации по признаку инвалидности во всех формах занятости (в том числе условий приема на работу, найма и занятости, сохранения работы, продвижения по службе, безопасных и здоровых условий труда);
  • защита прав инвалидов наравне с другими на справедливые и благоприятные условия труда, включая равные возможности и равное вознаграждение за труд равной ценности, безопасные и здоровые условия труда, включая защиту от домогательств, и удовлетворение жалоб;
  • обеспечение возможности инвалидам осуществлять свои трудовые и профсоюзные права наравне с другими;
  • предоставление инвалидам эффективного доступа к общим программам технической и профессиональной ориентации, службам трудоустройства инвалидов и профессиональному и непрерывному обучению;
  • расширение возможностей для трудоустройства инвалидов на рынке труда, их продвижения по службе, а также оказание им помощи в поиске, получении, сохранении и возобновлении работы;
  • расширение возможностей для инвалидов заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, предпринимательством, развивать кооперативы и организовывать собственное дело;
  • обеспечение найма инвалидов в государственном секторе;
  • стимулирование найма инвалидов в частном секторе с помощью надлежащих стратегий и мер, в том числе программ позитивных действий, стимулов и других мер;
  • поощрение приобретения инвалидами опыта работы в условиях открытого рынка труда;
  • обеспечение инвалидам рационального приспособления рабочего места;
  • поощрение программ профессиональной и квалификационной реабилитации, сохранения рабочих мест и возвращения на работу для инвалидов;
  • запрет принудительного или обязательного труда инвалидов.

Законодательство Российской Федерации признает право инвалидов на труд, для реализации которых установлен ряд гарантий обеспечения их трудовой занятости наравне с другими с помощью следующих мер:

  • установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;
  • резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;
  • стимулирование создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;
  • создание инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов;
  • создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов;
  • организация обучения инвалидов новым профессиям.

Нарушения здоровья работника подразделяются на несколько степеней: третья считается легкой, вторая характеризуется серьезными заболеваниями, затрудняющими работу по определенным профессиям. Первая группа предполагает полную неспособность человека трудиться. С учетом степени нарушений, при приеме на работу инвалидов 2 и 3 группы имеются различия:

  1. Сотруднику со второй группой по медицинским показаниям требуется больше времени отдыха, поэтому для него рабочая неделя сокращается до 35 часов. Инвалиды 3 группы работают 40 часов в неделю, если отсутствуют противопоказания в ИПР (статья 94 ТК).
  2. Для граждан со 2 группой предоставляются специальные условия, адаптированные для удобства и выполнения работы в плановом режиме. При третьей степени они требуются не всегда, т.к. отклонения в здоровье человека могут быть незначительными.

В остальных правовых вопросах, где фигурируют моменты защиты прав людей с ограниченными возможностями, условия приема инвалидов 2 и 3 группы одинаковы.

Для каждого предприятия, учреждения и организации в пределах региональной квоты для приема на работу инвалидов должно быть установлено минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Выделение специального рабочего места для трудоустройства инвалидов предполагает проведение дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов должны быть оборудованы работодателями с учетом нарушенных функций инвалидов и ограничений их жизнедеятельности в соответствии с нормативно закрепленными требованиями.

Постановлением Главного, государственного санитарного врача РФ от 18 мая 2009 г. № 30 утверждены Санитарные правила СП 2.2.9.2510-09 «Гигиенические требования к условиям труда инвалидов». В них указываются основные требования к условиям труда, производственным процессам, оборудованию рабочих мест для инвалидов, медицинскому обслуживанию работающих инвалидов, которые обязаны соблюдать все предприятия, использующие труд инвалидов. В числе этих требований к трудоустройству инвалидов на оборудованные рабочие места можно выделить следующие:

  • рабочие места для инвалидов должны оснащаться с учетом профессии, характера выполняемых работ, степени инвалидности, характера функциональных нарушений и ограничения способности к трудовой деятельности, уровня специализации рабочего места, механизации и автоматизации производственного процесса.
  • Исполняя закон о трудовой занятости инвалидов в России, необходимо минимизировать вредные производственные факторы условий труда инвалидов (шум, вибрация, температура воздуха, влажность и подвижность воздуха, электромагнитные излучения, статическое электричество, освещенность, запыленность, загазованность воздуха рабочей зоны; патогенные микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности; физические, динамические и статические нагрузки при подъеме и перемещении, удержании тяжестей, работе в неудобных вынужденных позах, длительной ходьбе; сенсорные, эмоциональные, интеллектуальные нагрузки, монотонность, работа в ночную смену, с удлиненным рабочим днем).
  • Условия труда на рабочих местах инвалидов должны соответствовать индивидуальной программе реабилитации инвалида, разрабатываемой бюро медико-социальной экспертизы;
  • при организации специальных рабочих мест для инвалидов должно быть предусмотрено использование специальных приспособлений, компенсирующих анатомо-морфологические и физиологические недостатки и ограничения инвалидов; применение специально разработанного ручного инструмента; использование для регулировки высоты рабочей поверхности стола и элементов рабочего стула легко досягаемых и управляемых механизмов, имеющих надежную фиксацию; выделение дополнительных площадей, обеспечивающих возможность подъезда, разворота на рабочем месте и выполнения работы в инвалидной коляске; оснащение оборудования и мебели на рабочем месте индикаторами, учитывающими возможности и ограничения отдельных групп инвалидов (слепые, слабовидящие, глухие) в восприятии информации для беспрепятственного нахождения своего рабочего места и выполнения работы и т. д.;
  • не допускается размещение постоянных рабочих мест инвалидов в подвальных, цокольных этажах, в зданиях без естественного освещения и воздухообмена;
  • объем производственных помещений на одного работающего инвалида принимается не менее 15 куб. м; площадь — не менее 4,5 кв. м; высота — не менее 3,2 м;
  • на предприятиях, предназначенных для трудоустройства инвалидов, оборудуются помещения для отдыха площадью из расчета 0,3 кв. м. на одного работника, но не менее 12 кв. м, в зависимости от группы производственных процессов. Расстояние от производственных помещений до помещений для отдыха — не более 75 м. Помещения для отдыха должны быть оборудованы удобной мебелью, в том числе несколькими местами для лежания. На предприятиях организуются столовые, буфеты, комнаты приема пищи с обеспечением работников горячим питанием. Оборудуется здравпункт, включающий кабинет врача, процедурный кабинет и помещение, в котором могут находиться инвалиды в случае резкого ухудшения здоровья. Влажная уборка помещений должна производиться в конце каждой смены.

Предусматриваются также специальные требования к организации труда инвалидов с поражением отдельных функций и систем организма.

Для помощи инвалидам в профессиональной ориентации Министерством труда РФ был разработан и утвержден Перечень приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда. Сюда включены профессии, наиболее подходящие для лиц, имеющих ограничения жизнедеятельности.

В виде преимуществ и социальных гарантий людям с льготным статусом полагаются:

  • сокращенная рабочая неделя;
  • удлиненный отпуск за счет работодателя и дополнительное время отдыха за свой счет;
  • ограничение на работу ночью, сверхурочно, в праздничное время (только с согласия сотрудника);
  • оборудование рабочего места в соответствии с запросами работника и его состоянием здоровья.

Другие льготные условия органы местного самоуправления вправе устанавливать на региональном уровне.

Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 11 марта 2020 г. № 94 регионам даны методические рекомендации по разработке мер, направленных на трудоустройство инвалидов и повышение их занятости. Органы исполнительной власти РФ обязаны разработать региональные программы по созданию условий для повышения уровня занятости инвалидов, в том числе на оборудованных (оснащенных) для них рабочих местах. Региональные программы должны включать следующие направления:

Программа «Сопровождение инвалидов молодого возраста при трудоустройстве»

При устройстве на работу человека с отклонениями в здоровье работодатель обязуется организовать ему необходимые условия труда, учесть его статус, обеспечить индивидуальный подход в решении производственных вопросов.

Законодательством регламентированы трудовые условия для этой льготной категории:

  • 30 дней отпуска за счет организации, 60 календарных дней в год без оплаты (статья 128 ТК);
  • запрещена работа сверх графика и в ночное время (статья 96, 99 ТК);
  • организация рабочего места в соответствии с потребностями инвалида (гигиенические требования 2.2.9.2510-09);
  • работа в выходные и праздники — только с личного согласия и если это не противоречит ИПРА (статья 113 ТК);
  • для инвалидов 2 группы – сокращенная рабочая неделя до 35 часов;
  • если в организации работает больше 100 сотрудников, руководитель получает квоту на устройство людей с ограниченными возможностями в количестве 2-4% от общего количества работников.

ВАЖНО! Если соискатель-инвалид получил отказ в приеме на работу, а в фирме не выполнен показатель по приему граждан этой льготной категории, руководитель и предприятие привлекаются к административной ответственности. Размер штрафа — от 5 до 10 тысяч рублей.

Если сотрудник стал инвалидом в период работы на предприятии, у руководителя может возникнуть вопрос о возможности его законного увольнения. Такое решение правомерно только тогда, когда степень нетрудоспособности работника не позволяет качественно и в полной мере выполнять должностные обязанности.

Они содержатся в нескольких федеральных законах и нормативных актах, обязательных к применению:

  1. Инвалиды 1 и 2 группы не могут работать больше 35 часов в неделю, при этом оплата им устанавливается исходя из полной ставки (ФЗ № 181 «О соцзащите инвалидов» от 24/11/95, ст. 23, ст. 92 ТК РФ).
  2. Основной оплачиваемый отпуск инвалидов — 30 дней, кроме того, есть право взять за свой счет 60 дней в году (ФЗ-181, ст. 23, ст. 128 ТК РФ).
  3. Перерабатывать инвалиды могут только с их письменного согласия и должны под роспись быть ознакомлены с правом отказаться от работы, иначе это нарушение (ТК РФ, ст. 96-5, ст. 99-5, ст. 113-7). Нельзя устанавливать инвалидам 1 и 2 групп ненормированный рабочий день, а инвалиду третьей группы – только если в ИПРА содержится такая возможность (письмо Минтруда № 14-2/ООГ-3899 от 30/05/19).
  4. У работников есть право на оплачиваемые больничные длительностью до 5 месяцев в году; из них подряд 4 месяца (ФЗ-255 от 29/12/06, ст. 6-3).
  5. Инвалид имеет право на наставника при трудоустройстве (Закон № 1032-1 от 19/04/91 ст. 13.1).

Подсказка! ИПРА – индивидуальная программа реабилитации (абилитации) инвалида. Реабилитация – восстановление способностей инвалида к бытовой, профессиональной, общественной деятельности. Абилитация – процесс формирования ранее отсутствовавших способностей (ст. 9 ФЗ № 181 от 24/11/95, Приказ Минтруда от 13/06/17 № 486н).

Наименование

программа «Сопровождение инвалидов молодого возраста при трудоустройстве»

Основание принятия
решения о разработке

распоряжение Правительства Российской Федерации от 16.07.2016 № 1507-р

Ответственный
исполнитель

управление государственной службы занятости населения Ростовской области

Соисполнитель

министерство общего и профессионального образования Ростовской области

Участники

подведомственные УГСЗН Ростовской области государственные казенные учреждения Ростовской области – центры занятости населения;

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Новочеркасский колледж промышленных технологий и управления» – базовая профессиональная образовательная организация, обеспечивающая поддержку региональных систем инклюзивного профессионального образования инвалидов;

государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Ростовской области «Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»;

профессиональные образовательные учреждения, подведомственные минобразованию Ростовской области

Цель

обеспечение занятости и интеграции молодых инвалидов в общество

Задачи

содействие трудоустройству и адаптации на рынке труда инвалидов молодого возраста;

повышение уровня конкурентоспособности на рынке труда и сохранение мотивации к трудовой деятельности инвалидов молодого возраста;

создание условий, способствующих расширению возможностей для трудоустройства и обеспечению востребованности инвалидов молодого возраста на рынке труда;

обеспечение специальных условий получения профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Целевые индикаторы
и показатели

1. Доля занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу в течение 3 месяцев после получения образования по образовательным программам высшего образования.

2. Доля занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу в течение 3 месяцев после получения образования по образовательным программам среднего профессионального образования.

3. Доля занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу в течение 6 месяцев после получения образования по образовательным программам высшего образования.

4. Доля занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу в течение 6 месяцев после получения образования по образовательным программам среднего профессионального образования.

5. Доля занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу по прошествии 6 месяцев и более после получения образования по образовательным программам высшего образования.

6. Доля занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу по прошествии 6 месяцев и более после получения образования по образовательным программам среднего профессионального образования.

7. Доля занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу в течение 3 месяцев после прохождения профессионального обучения.

8. Доля занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу в течение 6 месяцев после прохождения профессионального обучения.

9. Доля занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу по прошествии 6 месяцев и более после прохождения профессионального обучения.

10. Доля занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу в течение 3 месяцев после освоения дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

11. Доля занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу в течение 6 месяцев после освоения дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

12. Доля занятых инвалидов молодого возраста, нашедших работу по прошествии 6 месяцев и более после освоения дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки)

Этапы и сроки
реализации

2018 – 2020 годы.

09.06.2018 Обычная важность


Предлагаем работодателям принять участие в реализации программы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Сопровождение инвалидов, в том числе инвалидов молодого возраста, при трудоустройстве»

Во исполнение пункта 12 Плана мероприятий по реализации в субъектах Российской Федерации программ сопровождения инвалидов молодого возраста при получении им профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве на 2019 — 2020 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2019 года N 1507-р, приказываю:

1. Настоящий Порядок обеспечивает единообразие в работе комитета по труду и занятости населения Волгоградской области (далее — Облкомтруд) и Государственных казенных учреждений службы занятости населения Волгоградской области (далее — центры занятости населения) по организации сопровождения инвалидов молодого возраста при трудоустройстве.

Новосибирской области

Рассмотрим зарубежные модели трудоустройства инвалидов. К примеру, в Финляндии, в рамках законов по социальному обеспечению инвалидов, принято антидискриминационное руководство. Многие антидискриминационные положения, включенные в законодательство по социальной защите, являются слишком размытыми и ограниченными сферами государственного трудоустройства или государственного образования, за исключением «Акта о статусе и правах пациентов» (1992), который дает право каждому жителю страны на услуги здравоохранения без дискриминации. Остальные законы делают акцент в основном на предоставлении и улучшении социальных услуг, а также на принципах интеграции, но не антидискриминационного пользования правами. Ранее, когда инвалиды получали пенсии и пособия, они меньше стремились найти работу, так как заработные платы были зачастую ниже, чем получаемые пособия. Это возможное снижение дохода (так называемая «ловушка пособий»), а также страх перед отсутствием возможности заново обратиться за пособием, если опыт занятости окажется неудачным, дополняли друг друга. Недавно принятое пенсионное законодательство сделало более простым путь к приостановлению и возвращению пенсий и пособий на время поиска работы и ее завершения. Предложение по возможному изменению социальных выплат включает в себя предотвращение ситуаций, при которых молодые люди начинают получать пенсии, в то время как доступны рабочие места и работодатели могут оплатить полную не субсидированную заработную плату сотруднику-инвалиду.

В рамках второго направления предусматривается создание и внедрение единой информационной интегрированной системы, обеспечивающей эффективное взаимодействие инвалидов, ищущих работу и работодателей. Намечается реализовать комплекс программных мероприятий, включающих в себя:

Четвертое направление подразумевает, что человеку, имеющему инвалидность, необходимо сопровождение. Например, транспортное сопровождение и помощь обученного водителя или персонального ассистента. Когда он находит работу, ему было бы полезно кураторское сопровождение, которое поможет интегрироваться в трудовой коллектив.

К инвалидам молодого возраста относятся граждане, имеющие инвалидность, в возрасте от 18 до 44 лет, включая выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего профессионального образования (далее — инвалиды молодого возраста).

5. Сопровождение при трудоустройстве инвалидов молодого возраста осуществляется Центром занятости населения при условии рекомендации в ИПРА о необходимости сопровждения инвалида молодого возраста при трудоустройстве, в целях их адаптации на рабочем месте, на основании договора о сопровождении инвалидов, заключаемого между работодателем и Центром занятости населения (приложение к настоящему Порядку).

«В этом году Минтруд России подготовит типовую программу сопровождения инвалидов молодого возраста при трудоустройстве с целью унифицированного подхода к данному процессу, – прокомментировал Министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин. – В типовой программе будет прописан алгоритм сопровождения инвалида с учетом нарушенных функций организма».

города Севастополя

Инвалиды являются одной из незащищенных категорий граждан, но на сегодняшний день принимаются законы и выделяются субсидии на уровне федерации и регионов, которые способствуют расширению применения их возможностей без дискриминации с учетом установленных квот. Инвалид также вправе реализовать свои трудовые возможности. Но работодатели, которые обязаны предоставлять льготы по ТК РФ и создавать соответствующие условия труда, с не особым рвением принимают инвалидов на работу. Так, из числа инвалидов трудоспособного возраста работают только 25%. Согласно Программе Доступная среда планируется привлечь к труду 50% инвалидов к 2021 г. Рассмотрим, как трудоустроится инвалиду.

С 2019 года не предусматривается выделение федеральных субсидий в рамках Государственной программы «Доступная среда» на создание доступности приоритетных объектов и услуг в сфере полномочий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Председатель ВОИ М. Терентьев

В связи с тем, что у инвалидов в сфере реализации своего труда имеются льготы, то необходимо законодательное регулирование. Основными актами являются:

Предоставление рабочих мест инвалидам

Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ Ст. 21 предусматривает обязанность работодателей всех форм собственности устанавливать квоты на трудоустройство инвалидов в следующем размере:

Численность работников, чел. Размер квоты, %
Более 100 2-4
35-100 3

В среднее число работников не учитывается то число, условия работы которых относятся к вредным или опасным по результатам спецоценки.

Соблюдать эту квоту не нужно, если это организации созданы инвалидами или являются общественными объединениями инвалидов.

Организации самостоятельно устанавливают квоты числа мест работы для инвалидов и закрепляют это во внутреннем акте (Положении о квотировании). При том, что численность работников может меняться, в Положение конкретное число таких мест можно не вносить, а регулировать и численность приказами. Обращения (количество) инвалидов по вопросам трудоустройства не должны оказывать влияния на квоту

Для цели контроля за исполнением квотирования мест для инвалидов организации ежемесячно сдают в службу занятости информацию о вакантных рабочих местах, внутренних актах, содержащих информацию о таких рабочих местах, и реальное использование квот по инвалидам.

Для того, чтобы гражданину трудоустроиться как инвалиду, ему необходимо подтвердить инвалидность справкой МСЭ. Деятельность МСЭ регулируется приказом от 11 октября 2012 г. N 310н. На МСЭ могут быть направлены лица, имеющие ограничения и нуждающиеся в определенной защите. Направление на МСЭ оформляется по приказу от 31 января 2007 года N 77 форма N 088/у-06. При признании инвалидности оформляется справка, подтверждающая инвалидность по форме, утвержденной Приказом от 24.11.2010 № 1031н. Выделяют в зависимости от уровня ограничения 3 группы инвалидности и категория «ребенок-инвалид» на определенный срок. Специалисты бюро, по результатам МСЭ, разрабатывают (ИПРА), утвержденную Приказом от 13.06.2017 №486н. ИПРА отражает помимо рекомендованных процедур и условия труда, важные для работодателя в плане создания мест инвалидам.

Чтобы приступить к самостоятельному поиску работы важно оценить имеющиеся навыки и определить требования к месту работы.

Инвалидам, как и прочим гражданам, можно получить помощь от центра занятости при поиске работы не зависимо от того, есть ли работа или желаете поменять ее.

Также можно воспользоваться базой вакансий «Работа в России» (регистрироваться не обязательно и порталом можно пользоваться при наличии пароля от Госуслуг). На портале выделены вакансии для инвалидов по квоте.

Также можно разместить резюме для работодателей, которое можно сформировать посредством мастера создания резюме, помогающего выделить важную информацию о соискателе. Сформированное резюме можно отправить работодателям.

Подписка на обновления, где будут указаны требования к работе, будет направлять подходящие вакансии.

Также на портале можно уточнить адрес ближайшего центра занятости, который будет содействовать поиску работы посредством: направления на работу и предоставления перечня вариантов.

Отношения работника и работодателя должны быть оформлены для подтверждения непосредственно трудовых в следующем порядке:

Документ Основание
Трудовой договор в письменной форме — паспорт

— трудовая книжка, кроме впервые трудоустраивающихся или по совместительству

— документы воинского учета

— документ об образовании или о квалификации

— ИПРА

Приказ о приеме на работу заключенный трудовой договор
Запись в трудовой книжке приказ о приеме на работу (в течение 5 дней, 1 неделя – если впервые трудоустроился)

Трудовой договор оформляется в первый день работы (если уже приступил к работе с ведома работодателя, то договор нужно подписать в 3-дневный срок без условия испытания), после подписания которого работник получает экземпляр под подпись, подтверждающую факт получения своего экземпляра.

В трудовом договоре могут не отражаться то, что на работу принимается инвалид, а только дополнительные условия в соответствии с законодательством.

Инвалидам I или II групп по ТК РФ нужно установить сокращенную продолжительность недели в пределах 35 часов (для III группы – не предусмотрена). Также нужно учесть ИПРА, обязательную для работодателя. Если в ИПРА эта информация не отражена, то работодатель может:

  • определить продолжительность самостоятельно
  • обратиться МСЭ, разработавшее ИПРА, для уточнения информации

Формулировка в договоре может иметь такой вид:

«Работнику устанавливается 30-часовая пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями в субботу и воскресенье.

Время начала работы – 09:00, время окончания работы – 15:30, перерыв для приема пищи: с 12:00 до 12:30».

«С 1 января 2021 года вводится новая госуслуга по организации сопровождения при содействии занятости инвалидов (…) Под сопровождением в данном случае понимается оказание индивидуальной помощи незанятому инвалиду при его трудоустройстве, создание условий для осуществления им трудовой деятельности, ускорения его профессиональной адаптации на рабочем месте, а также формирования путей его передвижения до работы и обратно и по территории организации работодателя», – сказала Голикова на заседании Совета при правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере.

Статья 13.1. Сопровождение при содействии занятости инвалидов
1. В целях трудоустройства незанятых инвалидов, обеспечения их профессиональной адаптации и стабильной занятости осуществляется сопровождение при содействии занятости инвалидов, нуждающихся в данном сопровождении.
2. Для целей настоящего Закона под сопровождением при содействии занятости инвалида понимаются оказание индивидуальной помощи незанятому инвалиду при его трудоустройстве, создание условий для осуществления им трудовой деятельности и ускорения его профессиональной адаптации на рабочем месте, а также формирование пути его передвижения до места работы и обратно и по территории работодателя.

Работодатель, согласно требованиям ст.212 Трудового кодекса РФ, обязан обеспечить безопасные условия и охрану труда на предприятии. Особое внимание, следует уделить уязвимым группам персонала – инвалидам, беременным женщинам и несовершеннолетним. Для каждой категории основная база нормативных правовых актов содержит ключевой документ, регламентирующий порядок трудовых отношений.

Вообще, проблемы занятости инвалидов носят комплексный характер. То есть нет какого-то единого рецепта для того, чтобы трудоустроить инвалидов. Но есть комплекс мер для содействия занятости инвалидов. Это работа с работодателем и самим инвалидом, чтобы:

Инвалиды являются одной из незащищенных категорий граждан, но на сегодняшний день принимаются законы и выделяются субсидии на уровне федерации и регионов, которые способствуют расширению применения их возможностей без дискриминации с учетом установленных квот. Инвалид также вправе реализовать свои трудовые возможности. Но работодатели, которые обязаны предоставлять льготы по ТК РФ и создавать соответствующие условия труда, с не особым рвением принимают инвалидов на работу. Так, из числа инвалидов трудоспособного возраста работают только 25%. Согласно Программе Доступная среда планируется привлечь к труду 50% инвалидов к 2021 г. Рассмотрим, как трудоустроится инвалиду.

Трудоустройство инвалидов в 2021 году

Руководитель обязан предоставлять информацию в центр занятости о вакансиях для инвалидов и выполнении квот, но за не предоставление этой информации его оштрафовать не смогут, потому что по ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ предусматривается наказание за: не выделение мест по квоте (2-4% от общего числа рабочих мест) и за необоснованный отказ инвалиду в трудоустройстве.

Ключевым фактором, обеспечивающим наличие вакантных рабочих мест, является обязанность работодателей принимать на работу инвалидов — установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов зафиксировано в федеральном законе от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Так, работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4% среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3% среднесписочной численности работников.

Как показывает опыт работы субъектов Российской Федерации, квотируемые рабочие места в значительной мере не соответствуют профессионально-квалификационной структуре инвалидов, не учитывают их психофизические и иные возможности и не ориентированы на инвалидов, имеющих значительные ограничения по состоянию здоровья и нуждающихся в специально оборудованных (оснащенных) рабочих местах.

С целью совершенствования механизма квотирования рабочих мест для инвалидов Минтруд России подготовил законопроект, в рамках которого в ряде регионов будет проведен эксперимент по введению специального механизма установления и исполнения квоты для приема на работу инвалидов. Он разработан по аналогии с пакетом федеральных законов, принятых в 2021 году о проведении в некоторых регионах эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход». В качестве «пилотных» были выбраны Республика Саха (Якутия), Воронежская, Орловская, Свердловская и Тверская области, как регионы со средним для Российской Федерации показателем доли работающих в 2021 году инвалидов в общей численности инвалидов трудоспособного возраста.

Квоты устанавливаются субъектами РФ. Региональные же власти устанавливают и особенности квотирования рабочих мест для инвалидов, а также возлагают на работодателей дополнительные обязанности. Например, московские компании обязаны встать на учет в центре занятости населения. Сделать это необходимо в течение 30 дней со дня государственной регистрации (постановление Правительства Москвы от 04.08.2021 № 742-ПП).

Инвалиды 3 группы в большинстве случаев – люди, временно утратившие трудоспособность в результате заболевания или травмы. Велика вероятность, что при следующем переосвидетельствовании инвалидность с них снимется, и они будут готовы полноценно трудиться. В связи с этим для них предусмотрена полная рабочая неделя в 40 часов, если иное не определено ИПР.

Если получает инвалидность уже работающий служащий и есть возможность создать ему условия труда, не противоречащие ИПР, он может продолжать работать, заключив с начальником допсоглашение о внесении изменений в договор, либо уволиться по собственному желанию.

Республики Карелия

Заявительный механизм и традиционные меры активной политики занятости, применяемые по отношению к лицам без инвалидности, не позволяет в полной мере трудоустроить и закрепить на рабочих местах граждан, имеющих значительные ограничения жизнедеятельности. Эффективным инструментом содействия трудоустройству инвалидов на открытом рынке труда может стать персональное сопровождаемое трудоустройство, реализованное в необходимом объеме с учетом нарушений функций и ограничений жизнедеятельности и личностных особенностей инвалида.

Федеральным законом предусматривается осуществление сопровождения при содействии занятости инвалидов, под которым понимаются оказание нуждающимся в таком сопровождении инвалидам индивидуальной помощи при трудоустройстве, создание условий для осуществления ими трудовой деятельности и ускорения их профессиональной адаптации на рабочем месте, формирование пути их передвижения до места работы и обратно, а также по территории работодателя.

Помимо органов службы занятости, негосударственных организаций в осуществлении сопровождения при содействии занятости инвалидов принимают участие работодатели, которые в соответствии с Федеральным законом обязаны не только оборудовать (оснастить) для инвалида рабочее место и обеспечить доступ в необходимые для него помещения, но и в случае необходимости вправе определить наставника в целях содействия в освоении инвалидом трудовых обязанностей.

В отличии от инвалида и ребенка-инвалида, которые имеют целый ряд льгот во многих сферах жизни, ребенок (или молодой человек) со статусом «обучающийся с ОВЗ» имеет льготы только на получение образования на особых условиях. Статус «обучающийся с ОВЗ» может быть установлен комиссией ЦПМПК как для ребенка (молодого человека) с инвалидностью, так и для ребенка (молодого человека) не имеющего инвалидности, но нуждающегося в особых условиях обучения в следствии физических или психических заболеваний.

Согласно ч. 16 ст. 2 ФЗ №273 «Об образовании в РФ», обучающийся с ОВЗ – это гражданин, имеющий недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Важно при этом отметить, что статус «обучающийся с ОВЗ» не равен статусам «инвалид» или «ребенок-инвалид», поскольку он устанавливается не комиссией ВТЭК, а комиссией ЦПМПК (центральной психолого-медико-педагогической комиссией).

  • Согласно п. 1 ч. 1 ст. 71 ФЗ № №273 «Об образовании в РФ», для абитуриентов из числа детей-инвалидов и инвалидов 1, 2 группы с детства предусмотрено поступление в учреждения профессионального образования (ВУЗы и СУЗы) по квоте, то есть вне конкурса и вступительных испытаний.
  • Согласно п. 4 1 ст. 71 ФЗ № №273 «Об образовании в РФ», абитуриенты с инвалидностью также имеют право на бесплатное обучение на подготовительных курсах государственных ВУЗов.

Так, если в организации или на предприятии работает более 100 человек, то квота подлежит реализации, среднесписочное количество рабочих мест для инвалидов устанавливается от 2% до 4%. Если же в компании трудится менее 100 человек, то принятие на работу инвалида остается правом работодателя, а не обязанностью.

Согласно ст. 11 ФЗ №181 «О социальной защите инвалидов в РФ», Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида (сокр. ИПРа) – это комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление и компенсацию нарушенных функций организма, а также формированию, способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц);
  • копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.
  • наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
  • отсутствие возможности прочитать текст жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.

По желанию заявителя ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного на рассмотрение жалобы должностного лица Комитета, вид которой установлен законодательством Российской Федерации.

оборудование (оснащение) для незанятого инвалида рабочего места в соответствии с изложенными в его индивидуальной программе реабилитации (индивидуальной программе реабилитации или абилитации) рекомендациями по условиям труда и видам трудовой деятельности, с учетом характера функциональных нарушений и ограничений трудоспособности, имеющихся у него профессий (специальностей) и навыков;

Работодателю возмещаются затраты на приобретение, монтаж и установку оборудования, технических приспособлений, мебели, в том числе специальной, средств для создания благоприятных климатических и иных условий, программного обеспечения, специальных аудиопрограмм, программ, позволяющих увеличивать информацию на экране компьютера для слабовидящих и слепых людей, специального оборудования, усиливающего звук, для слабослышащих инвалидов, и другого оборудования, применение которого позволяет создать условия для выполнения инвалидом его трудовых функций на рабочем месте.
Субсидия на возмещение затрат работодателя на оборудование (оснащение) для незанятых инвалидов рабочих мест предоставляется работодателю единовременно в размере фактической стоимости оборудования, работ по его монтажу и установке, но не более 71,36 тысячи рублей на одно оборудованное (оснащенное) рабочее место для незанятых инвалидов в 2017-2021 годах.

Субсидированию подлежат затраты работодателя на оплату труда инвалида в период стажировки, но не более одного минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом от 19.06.2000 N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», а также затраты на уплату страховых взносов, и затраты на уплату районного коэффициента
к заработной плате. Субсидия предоставляется за период не более 3-х месяцев со дня трудоустройства инвалида на постоянное рабочее место.

29 августа состоялось заседание рабочей группы по вопросам социальной интеграции молодых людей с инвалидностью Комиссии при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов. Мероприятие прошло под председательством Министра просвещения Российской Федерации О.Ю. Васильевой на площадке Московского государственного психолого-педагогического университета.

Открывая заседание, Министр просвещения О.Ю. Васильева подчеркнула, что категория молодых людей с инвалидностью – одна из наиболее социально незащищенных и нуждается в особом отношении и сопровождении, особенно актуальна эта проблема для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На заседании также обсуждались перспективы и возможности использования для получения инвалидами общего и профессионального образования платформы «Современная цифровая образовательная среда», разрабатываемой в рамках федерального проекта «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование, и необходимость создания доступного для инвалидов информационного пространства в сети «Интернет».


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *