Обмен налоговой информацией между странами 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обмен налоговой информацией между странами 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Обновлённый список юрисдикций утвержден приказом Федеральной Налоговой Службы № ЕД-7-17/788@ под названием “Об утверждении перечня государств (территорий), с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией”. Он вступил в силу 21 декабря 2020 года и является актуальным на дату написания данной статьи.

С помощью указанного списка фискальные органы реализовывают отдельные положения НК РФ, касающиеся регулирования деятельности контролируемых иностранных компаний (КИК). Список помогает определить, возможно ли применять следующие предусмотренные НК России освобождения от налогообложения:

  • к прибыли КИК, если её доход облагается в юрисдикциях регистрации по ставке, которая составляет свыше 75% средневзвешенного показателя налога на прибыль в России.
  • к прибыли КИК, являющейся лицензированным банком или страховой организацией.
  • к прибыли КИК, которая эмитирует обращающиеся облигации.

Контролируемая иностранная фирма с постоянным местонахождением в юрисдикции, которая включена в список ФНС, не может воспользоваться вышеуказанными освобождениями.

В данном случае у оффшорной компании возникает обязательство представить аудиторское заключение по своей финансовой отчётности. Его подает в налоговый орган контролирующее лицо в России вместе с налоговой декларацией и финансовой отчетностью. Если аудиторское заключение отсутствует, ФНС не признаёт размер указанной прибыли КИК в финансовой отчётности, несмотря на то, что она составлена строго по законам юрисдикции инкорпорации.

Вместо списка стран, ведущих обмен налоговой информацией с Россией, составленного ФНС, применяется перечень оффшорных зон (от Минфина РФ) в ситуациях, когда необходимо определить возможность применения следующих инструментов:

  • Нулевая ставка налога на дивиденды у источника.
  • Признание сделки “контролируемой”.
  • Освобождение от налогообложения прибыли оффшорной фирмы, признанной “активным холдингом” или “активным субхолдингом”.

Список ФНС или перечень стран, не обменивающихся налоговой информацией с РФ

Государства Территории
Австралия
Андорра
Австрия
Антигуа и Барбуда
Азербайджан
Аргентина
Аруба
Багамские Острова
Барбадос
Бахрейн
Белиз
Бельгия
Болгария
Бразилия
Вануату
Венгрия
Гана
Германия
Гренада
Греция
Дания
Доминика
Израиль
Индия
Индонезия
Ирландия
Исландия
Испания
Италия
Катар
Кипр
Китай
Колумбия
Корея, Южная
Коста-Рика
Кувейт
Латвия
Ливан
Лихтенштейн
Люксембург
Маврикий
Маршалловы острова
Малайзия
Мальта
Мексика
Монако
Науру
Нигерия
Нидерланды
Новая Зеландия
Норвегия
ОАЭ
Пакистан
Панама
Польша
Португалия
Румыния
Самоа
Сан-Марино
Саудовская Аравия
Сейшелы
Сент-Винсент и Гренадины
Сент-Люсия
Сент-Китс и Невис
Сингапур
Словакия
Словения
Турция
Уругвай
Финляндия
Франция
Хорватия
Чехия
Чили
Швейцария
Швеция
Эстония
ЮАР
Япония
Бермуды
Британские Виргинские острова
Гибралтар
Гонконг
Гренландия
Кюрасао
Макао
Монтсеррат
Острова Кайман
Острова Кука
Острова Теркс и Кайкос
Фарерские острова

Обновление списка ФНС юрисдикций, ведущих обмен налоговой информацией с Россией происходит ежегодно. Как было сказано выше, изменения для текущего года вступили в силу 21 декабря 2020 года.

Напомним, что в начале прошлого года из списка ФНС были вычеркнуты Великобритания и Литва. Одновременно с Соединенным Королевством из перечня исключили три ее оффшорные территории: остров Мэн, острова Джерси и Гернси. Зато были добавлены сразу четыре юрисдикции: Панама, Доминика, Гана и Израиль.

Покидание Великобритании списка стран, ведущих обмен налоговой информацией с России был предопределено её отказом от автоматического обмена финансовыми данными с нашей страной еще в первой половине 2019 года.

Появление Израиля в этом списке по автоматическому обмену налоговой информацией оказалось сюрпризом для наших граждан.

По истечении 2020 года список стран, ведущих обмен налоговой информацией с Россией пополнился двумя юрисдикциями: Нигерией и Турция. К сожалению, наши соотечественники часто выбирают Турцию для ведения бизнеса, получения ВНЖ за покупку недвижимости и открытия валютных счетов.

В отличие от прогнозов многих экспертов, Британские Виргинские острова не покинули перечень ФНС и по-прежнему ведут с Россией обмен налоговой информацией в автоматическом режиме.

Напомним, что с 2021 года наши сограждане могут получать деньги на счета, зарегистрированные в “хороших” юрисдикциях на имя физических лиц без ограничений. Если годовое движение денежных средств по счёту физлица из такой страны не превысило 600 000 российских рублей в эквиваленте, отчитываться о нём перед нашими налоговиками не нужно.

Теперь “валютный” закон ссылается конкретно на список ФНС стран, ведущих обмен налоговой информацией с Россией. Раньше в нём просто перечисляли страны, которые осуществляют обмен финансовыми данными. Такая ситуация приводила к противоречиям.

Обмен налоговой информацией между странами 2021

ФНС обновляет и публикует обратный список стран, ведущих обмен налоговой информацией с Россией минимум один раз за год. Последний обновлённый список юрисдикций утвержден приказом Федеральной Налоговой Службы № ЕД-7-17/788@ под названием “Об утверждении перечня государств (территорий), с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией”. Он вступил в силу 21 декабря 2020 года и является актуальным на дату написания данной статьи.

Список помогает определить, возможно ли применить следующие предусмотренные НК России освобождения от налогообложения:
К прибыли КИК, если её доход облагается в юрисдикциях регистрации по ставке, которая составляет свыше 75% средневзвешенного показателя налога на прибыль в России.
К прибыли КИК, являющейся лицензированным банком или страховой организацией.
К прибыли КИК, которая эмитирует обращающиеся облигации.

Написать комментарий

      MCMAATM регламентирует процесс обмена информацией по налоговым вопросам между государствами-участниками, является многофункциональным инструментом, используемым для борьбы с неплательщиками и минимизаторами. Со времени Лондонского саммита «Большой двадцатки» в 2009 году страны G20 последовательно агитируют за присоединение к MCMAATM, обеспечивая все большее количество участников.

      В настоящее время к Конвенции присоединились уже 113 стран, включая «большую двадцатку», страны БРИКС и ОЭСР, крупные финансовые центры.

      В целях содействия международному сотрудничеству в вопросах налогообложения путем обмена информацией, а также для того, чтобы Конвенция была работоспособной, рабочей группой Глобального форума ОЭСР по эффективному обмену информацией были разработаны типовые положения Соглашений об обмене налоговой информацией (Tax Information Exchange Agreements или TIEA).

      Целью TIEA является установление единых стандартов эффективного обмена информацией, связанной с конкретным уголовным или административным налоговым расследованием, для достижения задач инициативы ОЭСР направленной на борьбу с «вредными налоговыми практиками». TIEA, таким образом, являются основой межправительственных соглашений в этой области.

      Не считая имеющийся в наличии инструментарий достаточным для достижения поставленных задач, в 2014 году ОЭСР, по запросу правительств G20, был разработан и внедрен Общий стандарт отчетности (Common Reporting Standard — CRS).

      Общий стандарт отчетности (CRS) является информационным стандартом для обмена информацией о налогах и финансах между странами-участниками. CRS, подобно вышеперечисленным инструментам, направлен на борьбу с уклонением от налогов. Правовой основой CRS является MCMAATM.

      Соглашение о присоединении к CRS обязывает государства-участники получать информацию от своих финансовых учреждений и автоматически обмениваться этой информацией с другими государствами на ежегодной основе. В стандарте устанавливается, какая именно информация о финансовом счете подлежит обмену, перечни финансовых учреждений, обязанных предоставлять информацию, различные типы счетов и налогоплательщиков, а также общие процедуры due diligence, которым должны следовать финансовые учреждения.

      По состоянию на 2016 год 83 страны подписали соглашение о ее осуществлении. Россия стала 81-й страной-подписантом.

      Чтобы CRS начал полноценно функционировать, необходима его имплементация, предполагающая не только подписание и ратификацию данного стандарта полномочными органами власти, но и приведение внутреннего законодательства государства-подписанта в соответствие с положениями CRS.

      Чтобы юридически утвердить CRS в качестве основного стандарта на международной арене, в 2014 году была пущена в жизнь Многосторонняя конвенция о сотрудничестве между компетентными органами по вопросам автоматического обмена информацией по стандарту CRS (Multilateral Competent Authority Agreement), она же — MCAA, развивающая и продолжающая дело MCMAATM.

      Сегодня, чтобы CRS заработало, государство обычно подписывает Конвенцию MCMAATM, после чего присоединяется к MCAA. Впрочем, достаточно участия в одной только MCAA — открытой конвенции, не требующей приглашения от действительных участников, среди которых в настоящее время насчитывается 95 государств.

      Впервые обмен отчетностью состоялся в сентябре этого года. Очевидно, что наибольшую заинтересованность в обмене информацией проявляют страны с высоким уровнем налогов, поскольку подобные соглашения позволяют им запрашивать информацию от иностранных банков об их клиентах — налоговых резидентах запрашивающей стороны, которые подозреваются в удержании средств в банковской системе страны, которой адресован запрос.

      С 2017 года основными странами, обменивающимися налоговой информацией в рамках MCAA являются страны ЕС, Индия, некоторые страны Центральной и Южной Америки.

      Автоматический обмен налоговыми данными: стоит ли бояться?

      Прежде всего стоит понимать, что обязанность по предоставлению данных возлагается на все финансовые учреждения, оперирующие на внутреннем рынке государства-участника Конвенции. К таким учреждениям относятся банки, инвестиционные фонды, торговцы ценными бумагами, все виды финансовых посредников и даже страховщики.

      Так, например, любой банк, находящийся в стране, которая присоединилась к Конвенции, не будет теперь ждать получения официальных запросов от государства, где вы значитесь налоговым резидентом. Отныне банк обязан предоставлять информацию о вас и ваших счетах полномочным органам другого государства ежегодно.

      Более того, общий объем передаваемой информации будет включать данные о вас персонально, включая дату и место рождения, фактический адрес проживания, ИНН. В случае же, если вы распоряжаетесь корпоративными счетами, банк сообщит название компании, ее юридический адрес, номер в госреестре, номера и виды открытых счетов, валюту счета и данные о наличии и размере средств на нем, перечень лиц, имеющих доступ к счетам и бенефициаров, с указанием их анкетных данных, а также данные о прибыли от осуществления коммерческих операций и пассивной прибыли. Полученные данные анализируются налоговыми органами, с дальнейшим выдвижением ими налоговых требований резиденту.

      Россия, например, наряду с Китаем, Швейцарией и Канадой относится к числу тех, кто не выполнили ни одного из пунктов плана ОЭСР. Она собирается присоединиться к процессу обмена не ранее 2018 года.

      Так или иначе, чтобы ваши данные были переданы другому государству, налоговым резидентом которого вы являетесь, необходимо стечение целого ряда факторов. Прежде всего, государство, где пущены в оборот ваши средства, должно быть участником Конвенции MCAA, а также присоединиться к CRS. Далее, между таким государством и государством, в котором вы по закону обязаны выплачивать налоги, должны быть заключены двусторонние договоры об обмене налоговой информацией. Наконец, подобная информация должна быть равноценна той информации, которую государство рассчитывает получать в обмен.

      Сложно представить, что страны, торгующие паспортами в обмен на инвестиции, будут стремиться разобраться в нюансах финансовых дел, лиц, вкладывающих реальные средства в их экономику. По той же причине они не спешат сейчас имплементировать CRS, ограничиваясь на деле лишь декларациями о готовности к сотрудничеству.

      Актуально на 01.05.2021 г.

      После присоединения России к Международной Конвенции ОЭСР об автоматическом обмене налоговой информацией мировое сообщество вело активные споры по поводу того состоится ли по факту автоматический обмен налоговой информацией с Россией или нет. Главным аргументом в пользу того, что обмена не будет было отсутствии подписанных с Россией двусторонних соглашений об обмене. Напоминаю, что для осуществления обмена между конкретными двумя странами необходимо одновременное соблюдение двух условий: обе страны должны присоединиться к Конвенции ОЭСР и эти страны должны подписать между собой двустороннее соглашение об автоматическом обмене.

      Россия подписала такие двусторонние соглашения со многими странами. С какими именно и как на практике происходит автоматический обмен финансовой информацией по состоянию на 2021 год — об этом в настоящем обзоре.

      ВАЖНО!

      После


      В конце марта 2019 г. было проанонсировано, что Великобритания не будет обмениваться с Россией в автоматическом режиме за 2018-й год, т.к. в одностороннем порядке отказалась от автоматического обмена с Россией. Т.е. первый обмен в 2018-ом за 2017 -й, должен был состояться, а вот обмена в 2019-ом за 2018 -й — не будет.

      В ФНС данную информацией подтвердили, но напомнили, тем не менее, что с Великобританией продолжает существовать обмен данными по запросу.


      Обязанность по сбору информации о контролирующем лице и передаче ее в местный налоговый орган лежит на RFI – reporting financial institution), под которыми понимаются банки, брокеры, депозитарии, инвест компании, фонды, управляющие активами, страховые компании (рег.агенты, проф посредники, правоохранительные органы под автоматический обмен и обязанность выгружать известные им сведения НЕ подпадают).

      Иными словами, подпасть под обмен можно в первую очередь открыв счет в банке страны, которая обменивается информацияей с Россией. Если счет открывается на компанию, то большинство банков мира в рамках проведения процедур compliance и KYC попросит клиента заявить бенефициара бизнеса — информация о нем и будет собираться и передаваться при определенных условиях в ФНС РФ.


      Информация будет передавать банком в налоговый орган своего государства, а налоговый орган обязан будет направить:

      • в налоговый орган страны нахождения компании будет передана информация о счете — как для «активных», так и для «пассивных» компаний
      • в налоговый орган страны налогового резидентства контролирующего лица будет передана информация о счете и о контролирующем лице, НО ТОЛЬКО В СЛУЧАЕ ЕСЛИ компания подпадает под статус «пассивная НФО» по критерию вида дохода. «Пассивная НФО» — доля пассивных доходов (дивиденды, проценты, роялти, рента, консалтинг и т.д.) составляет более 50% за отчетный период.

      В соответствии с пунктом 1 статьи 142.3 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3824; 2017; № 49, ст. 7312) и пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 40, ст. 3961; 2017, № 15, ст. 2194), в целях обеспечения исполнения международных обязательств Российской Федерации по вопросам налогообложения и взаимной административной помощи по налоговым делам и в связи с изменением состава юрисдикции по международному автоматическому обмену финансовой информацией с Российской Федерации приказываю:

      1. Утвердить Перечень государств (территорий), с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией, согласно приложению к настоящему приказу.

      2. Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации и начальникам (исполняющим обязанности начальника) межрегиональных инспекций Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам довести настоящий приказ до нижестоящих налоговых органов и обеспечить его применение.

      3. Признать утратившим силу приказ ФНС России от 21.11.2019 № ММВ-7-17/582@ «Об утверждении Перечня государств (территорий), с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией, и о признании утратившим силу приказа ФНС России от 04.12.2018 № ММВ-7-17/784@» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24.12.2019, регистрационный номер 56967).

      4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, координирующего работу по двустороннему и многостороннему международному сотрудничеству по налоговым вопросам.

      Руководитель Федеральной
      налоговой службы
      Д.В. Егоров

      Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 декабря 2020 г.

      Регистрационный № 61363

      Приложение
      к приказу ФНС России
      от 03.11.2020 г.
      N ЕД-7-17/788@

      Международное сотрудничество ведется в рамках принятой в середине 2015 года Конвенции об административной помощи по налоговым делам. На ее основе были разработаны многосторонние соглашения компетентных органов разных стран, а также единый стандарт отчетности по автоматическому обмену информацией о финансовых счетах.

      На основании этих документов налоговые органы разных стран могут в автоматическом порядке обмениваться информацией о счетах лиц, которые не являются резидентами. Передаче подлежат сведения о наличии таких счетов, суммах остатков на них и оборотах за прошедший год.

      Надо сказать, что такими данными налоговые органы разных стран могут обмениваться и сегодня. Однако для этого должны быть сделаны соответствующие запросы. Но уже с 2018 года обмен может происходить автоматически.

      Однако это не значит, что ФНС РФ будет слать сведения о нерезидентах всем странам-участницам Конвенции по умолчанию, как и получать аналогичные сведения о своих гражданах. Дело в том, что в рамках Конвенции сторонам следует заключить двухсторонние соглашения — только после этого информация будет направляться в автоматическом режиме, то есть без запросов. Причем в таком соглашении можно определить разнообразные правила — это зависит от того, как договорятся страны между собой. Например, такое соглашение может предусматривать, что одна из сторон передает другой полную информацию, а вторая — лишь по определенным видам счетов.

      На конец 2017 года Россия не заключила ни одного двустороннего соглашения в рамках Конвенции административной помощи по налоговым делам. Пока ведутся переговоры. В частности, в 2019 году такое соглашение может заработать между Россией и Швейцарией.

      Утвержден список стран, не обменивающихся налоговой информацией с РФ

      В налоговую службу России организации должны будут передавать информацию:

      1. О нерезидентах:
        • в отношении физических лиц — ФИО, гражданство, дата и место рождения, фактический адрес, номер налогоплательщика (аналог ИНН);
        • в отношении юридических лиц — наименование, адрес регистрации, страна налогового резидентства, номер налогоплательщика.
      2. О договоре финансовых услуг, а именно номер и дата договора, номер счета либо его аналог, сумму договора или остатка средств на счете.
      3. О прекращенных договорах, закрытых счетах, в том числе дату закрытия.

      Если сумма средств на счете меньше нуля (договор носит кредитный характер), то она признается равной нулю, и данные о ней также передаются в Налоговую службу.

      Несмотря на то что международных соглашений в рамках конвенции России пока не заключила, данные о нерезидентах финансовые организации начнут представлять в ФНС уже со следующего года. Первые отчеты в отношении счетов (договоров), открытых (заключенных) до 2018 года, должны поступить в Налоговую службу до 31 июля 2018 года. Далее данные будут направляться ежегодно до 31 мая следующего года.

      Если финансовые организации проигнорируют это требование, к ним будут применены штрафы. Однако за правонарушения, допущенные в части передачи сведений в 2017—2019 годах, штрафовать не будут.

      США тоже отказались подписывать MCAA, ссылаясь на наличие собственного федерального закона FATCA (Foreign Account Tax Compliance Act) и двусторонних договоров об обмене налоговой информацией со многими странами.

      FATCA заметно отличается «по духу» от MCAA. США в основном заинтересованы получить информацию про активы своих граждан за рубежом (именно граждан, а не резидентов) и возвратить налоги в свою страну. Из США в Россию информация не приходит, за исключением отдельных запросов российских органов в рамках каких-то серьезных мероприятий (но это точечные, разовые запросы). Россия с США договор FATCA не подписала.

      Подключение к обмену будет проходить в две очереди: в первую очередь подключаются страны разработчики Соглашения (в основном это европейские страны). Обмен данными у этих стран начинается уже с 2017 года, а во вторую очередь – подключаются остальные страны. Обмен между ними начинается в 2018 году.

      В рамках автоматического обмена налоговые органы участвующей юрисдикции будут:

      • получать от финансовых учреждений своей страны информацию о счетах физических и юридических лиц-налоговых резидентов других стран-участников Соглашения
      • ежегодно передавать данную информацию компетентным органам этих стран
      • получать от компетентных органов других стран-участников Соглашения информацию о счетах физических и юридических лиц-налоговых резидентов своей страны

      Типы финансовых учреждений, информация которых будет циркулировать:

      • банки
      • брокеры
      • депозитарии
      • страховые компании и другие

      Исключением является информация правительственных учреждений, международных организаций, центральных банков, государственных пенсионных фондов и прочих юридических лиц, имеющих низкий уровень риска быть использованными в целях уклонения от уплаты налогов.

      После начала действия обмена финансовой информацией российская налоговая служба сможет получать данные об иностранных счетах россиян из десятков разных стран, включая офшорные. Правда, российским налоговым органам придется подождать до сентября 2018 года (первый отчетный период – 2017 год), когда Соглашение начнет действовать. Еще одним условием для начала обмена информацией России с другими странами – это подписание с каждой страной-участницей международного обмена двухстороннего соглашения. Если же Россия не успеет подготовиться как законодательно, так и технически к данному обмену, то она сможет присоединиться по мере готовности, но затягивать с этим вряд ли будут намеренно.

      Информация, подлежащая автоматическому обмену, включает:

      1. Идентификационные данные:

        для физических лиц: имя, адрес, идентификационный номер налогоплательщика, дата рождения – в отношении каждого держателя счета (Account Holder);

        для юридических лиц: наименование, адрес, идентификационный номер налогоплательщика – в отношении каждого юридического лица – держателя счета; а также имя, адрес, идентификационный номер налогоплательщика, дата рождения – в отношении физических лиц, идентифицированных в рамках процедур due diligence в качестве «контролирующих лиц» (Controlling Persons) данного юридического лица

      2. Номер счета (или аналогичный по функции эквивалент)
      3. Наименование и идентификационный номер подотчётного финансового учреждения (банка)
      4. Остаток денежных средств на счете на конец соответствующего календарного года (а если счет был закрыт в этом году – на момент закрытия счета)
      5. По cчетам депо (Custodial Account):

        — общая сумма процентов, дивидендов или иного дохода, полученного в отношении активов, размещенных на таком счете за календарный год или иной отчетный период

        — общая поступившая на счет выручка от продажи или выкупа активов, в отношении которых подотчётное финансовое учреждение выступало депозитарием, брокером, номинальным держателем или агентом держателя счета

      6. По депозитным счетам (Depository Account) – общая сумма процентов, поступивших на счет за календарный год или иной отчетный период
      7. По любым иным счетам, не указанным в пунктах 5 и 6, – общая сумма, поступившая держателю счета за календарный год или иной отчетный период

      Обмену будет подлежать информация как о вновь открываемых счетах (начиная с определенной даты), так и об уже существующих счетах (уже открытых на определенную дату).

      После начала действия обмена информацией Федеральная налоговая служба РФ будет обязана передавать иностранным налоговым органам информацию об открытых в российских финансовых организациях счетах налоговых резидентов соответствующих зарубежных стран.

      Для определения принадлежности клиента к участвующей юрисдикции финансовое учреждение на основании имеющейся у него информации устанавливает страну, где клиент является налоговым резидентом.

      Согласно Соглашению существующие счета физических лиц разделяются на:

      • счета с низкой стоимостью (Lower Value Account), агрегированный остаток на которых по состоянию на 31 декабря отчётного года не превышает 1 000 000 долларов США
      • счета с высокой стоимостью (Higher Value Account), агрегированный остаток на которых превышает 1 000 000 долларов США на 31 декабря отчётного года или на 31 декабря любого последующего года. Сбор информации о данной категории счетов (а соответственно, и обмен информацией по ним) будет проводиться в первоочередном порядке.

      Важно обратить внимание, что автоматическому обмену будет подлежать информация обо всех счетах физических лиц в финансовых учреждениях участвующих стран, поскольку не устанавливается для таких счетов какой-либо пороговой суммы баланса, непревышение которой выводило бы счёт из-под автоматического обмена.

      Когда налоговая узнает всю правду о зарубежных счетах украинцев

      Под автоматический обмен информацией попадут финансовые счета так называемых пассивных нефинансовых организаций (Passive NFE) с контролирующими их физическими лицами («бенефициарными владельцами»). Пассивными называются те компании любой организационно-правовой формы, в которых более 50% дохода генерируют пассивные источники (недвижимость, дивиденды, роялти и т.д.).

      Данные об этих финансовых счетах будут подаваться в налоговые органы юрисдикций, налоговыми резидентами которых являются компания и/или контролирующие лица.

      Информация о счетах и владельцах активных компаний передаваться не будет. Активными считаются нефинансовые организации с пассивным доходом за прошедший календарный год менее 50%. Объем активов, порождающих пассивные доходы или предназначенных для их получения, должен составить за тот же период менее 50%. То есть активные резидентские компании, например, на Кипре или на Мальте, которые платят корпоративный налог, не попадают под автоматический обмен.

      Для рядового гражданина РФ, а точнее валютного резидента, ничего не изменится, только если у него нет иностранных «финансовых счетов», таких как банковские счета и вклады, вложения в ценные бумаги, инструменты коллективных инвестиций и т.д., о которых он должен был сообщить в налоговый орган.

      В российском законодательстве есть разница между статусами налогового и валютного резидента. Статус налогового резидента определяет Налоговый кодекс РФ, который говорит, что им считается гражданин РФ, постоянно проживающий более 183 календарных дней в течение последующих 12 календарных месяцев на территории РФ (с учетом остальных особенностей НК РФ). Валютным резидентом согласно Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» являются граждане РФ, за исключением тех граждан РФ, которые проживают не на территории РФ более одного года (с учетом остальных особенностей закона).

      Если же у россиянина – налогового и валютного резидента есть банковский счет за рубежом, то он обязан уведомлять о нем уже сейчас, а лучше с момента его открытия в соответствии с действующим российским законодательством. А если на этот счет еще и поступали денежные средства, то тогда надо представить и отчет о движении денежных средств и в случае необходимости налоговую декларацию по НДФЛ. В противном случае соглашение об обмене информацией по финансовым счетам может принести неприятные сюрпризы для таких россиян.

      Автоматический обмен может стать одним из альтернативных источников информации, с помощью которого налоговые органы РФ смогут установить факт наличия у налогового резидента РФ незадекларированного счёта в иностранном банке или незадекларированной контролируемой иностранной компании, а также получения дохода, подлежащего обложением НДФЛ. Все эти вновь выявленные обстоятельства будут являться правонарушением и могут повлечь меры налоговой (ст. 119, 122, 129.5, 129.6 НК РФ), административной (ст. 15.25 КоАП) или уголовной (ст. 198, 199 УК РФ) ответственности.

      Тема присоединения России к международному обмену информацией для борьбы с трансграничными схемами уклонения от налогов уже живет несколько лет, и пока до конца неизвестно, когда начнет полноценно функционировать этот обмен и какие результаты принесут для россиян их операции с зарубежными финансовыми счетами. Но в связи с тем, что в последние годы законодатели очень активно разрабатывают и внедряют законы, позволяющие получать больше данных о доходах и активах россиян, и штрафные санкции за нарушение этих законов довольно серьезные, то, как минимум, совершая какие-либо операции со своими доходами и имуществом, нужно обладать как можно большим объемом информации и взвешивать все принимаемые решения как с точки зрения выгодности, так и законности.

      И следующий вывод, который напрашивается, банковская тайна, как юридический принцип, перестала защищать информацию о банковских счетах не только в России, но и почти во всех странах за рубежом.

      Чтобы Украина присоединилась к международной сети многостороннего автоматического обмена информацией, законодатель должен запустить второй раунд упрощения порядка раскрытия банковской тайны (для расширения возможностей налоговым органам получить доступ к счетам физических лиц), а также разработать нормативно-правовые акты касательно формы и порядка подачи отчетности, перечня подотчетных финансовых учреждений и правил идентификации подотчетных счетов.

      Не лишним будет выбрать стран-партнеров, пройти необходимые проверки Глобального форума ОЭСР, автоматизировать и установить техническое обеспечение для запуска процессов сбора и обмена информацией и сохранять ее конфиденциальность.

      По данным Стратегии развития финансового сектора Украины до 2025 года, Глобальный форум ОЭСР должен оценить соблюдение Украиной требований конфиденциальности и защиты информацией для целей автоматического обмена (результаты ожидаем уже в ближайшее время), а выполнение мер технического характера, необходимых для осуществления автоматического обмена информацией, — до конца 2022 года.

      Это означает, что в случае положительного решения, данные об остатках на счетах в иностранных банках и полученных доходах (в частности, проценты по депозитам) физических лиц — налоговых резидентов Украины — по состоянию на 31 декабря 2022 года будут раскрыты налоговым органам Украины. И, как следствие, возможны обращения контролирующего органа с вопросами об источниках происхождения денежных средств и их должного декларирования и налогообложения в Украине.

      Господин N, являясь резидентом РФ, открывает иностранную компанию в Польше. Данная компания открывает счет в банке Великобритании. На 31 декабря сумма остатка по счету составит сумму, эквивалентную 500 000 USD. Банк, учитывая положения законодательства Великобритании, отнес компанию к категории пассивных НФО. Таким образом, банк предоставит информацию о компании и ее счете, а также информацию по бенефициару компании в свой налоговый орган.

      Далее, налоговый орган Великобритании передаст информацию о компании и ее счете польским контролирующим органам, и информацию о компании, о ее счете и о бенефициаре компании – российским налоговым органам. Повторимся, что в отношении России это будет возможно не ранее 2018 года, когда наша страна станет полноценным участником Соглашения CRS.

      Таким образом, налогоплательщикам, имеющим активы за рубежом, нужно готовиться к дополнительному раскрытию информации о таких активах. Введение автоматического обмена информацией может негативно сказаться на российских налогоплательщиках, которые должным образом не сообщили (не отчитались) о наличии у них счетов в иностранных банках, либо о наличии контролируемых компаний, зарегистрированных на территории других государств. Что касается российских компаний, классифицируемых CRS в качестве финансовых, то таким компаниям в течение 2017 – 2018 гг. предстоит серьезная работа по подготовке к применению CRS: осуществление дополнительного Due Diligence своих клиентов (прежде всего, для определения налогового резидентства и классификации компании в качестве активной или пассивной), изменению принципов документооборота и пр.

      «Мы о многом знаем». Налоговая отследила зарубежные счета россиян

      • Розничная торговля — отрасли компании «КАМЕРТОН-АК»
      • Нефтегазовая отрасль / «КАМЕРТОН-АК»
      • Информационные технологии — отрасли «КАМЕРТОН-АК»
      • Строительство — отрасли компании «КАМЕРТОН-АК»
      • Фармацевтика — отрасли компании «КАМЕРТОН-АК»

      Июнь

      • Январь
      • Февраль
      • Март
      • Апрель
      • Май
      • Июнь
      • Июль
      • Август
      • Сентябрь
      • Октябрь
      • Ноябрь
      • Декабрь
      • Свежие
      • Посещаемые

      Для путешествий

      Запасной аэродром

      Для детей

      Большинство юристов уверено, что постепенно обмен будет налажен между всеми странами, где так или иначе присутствует российский бизнес. Однако в Великобритании придерживаются своего мнения.

      Если за 2017 год эта страна в рамках CRS направила в Россию отчеты о банковских счетах, которые российские резиденты (физ- и юрлица) открывали на британской территории, то за 2018-й и последующие годы таких отчетов не будет. Это решение приняло Управление по налогам и таможенным пошлинам Великобритании. Теперь получить у британских налоговиков информацию можно будет только по специальным запросам касательно отдельных лиц или компаний. Поэтому де-юре обмен данными полностью не прекратился.

      Если человек получает налогооблагаемые доходы в одной стране, но постоянно проживает в другой, то он считается нерезидентом. Именно по этой причине при открытии счета банки в первую очередь будут запрашивать адреса проживания, доставки почты и телефон. В случае возникновения сомнений, финансовый институт может проверить IP-адрес, с которого клиент использует интернет-банкинг, и резидентство того, кому выдается доверенность на распоряжение счетом. Постоянные переводы денежных средств в другую юрисдикцию часто вызывают подозрения.

      Во всем мире действуют единые стандарты обмена. Они предусматривают передачу следующих данных.

      • Счета физлиц («подотчетных лиц»), являющихся налоговыми резидентами стран, которые участвуют в соглашении
      • Корпоративные счета компаний, фондов, трастов. Обмен будет производиться в случае, если эти счета подконтрольны одному или нескольким подотчетным лицам напрямую либо через пассивную нефинансовую структуру. К такой будет любой бизнес, в котором 50% дохода идет из пассивных источников, таких как недвижимость, дивиденты, роялти.

      К счетам с низким уровнем риска относят:

      • пенсионные счета
      • срочного страхования жизни
      • условно-депозитные
      • счета юрлиц, открытые до 2016 года, остаток на которых не превышает 250 тыс. долл. на 31 декабря соответствующего отчетного года
      • Имя, дату, место рождения, адрес проживания, налоговое резидентство, ИНН – проще говоря основные сведения о контролируемом лице: и
      • Номер счета. Если счет не номерной, то передается другой идентифицирующий признак
      • Финансовая информация: валюта счета, текущий баланс, полученная прибыль от пассивных инвестиций
      • Информация о том финансовом учреждении, где был открыт счет

      Не все экономические агенты, за которыми осуществляют контроль финансовые регуляторы, отчитываются по CRS: краудфандинговые платформы, платежные институты, институты электронных денег, криптобиржи, учреждения, выпускающие карты с овердрафтом, страховые брокеры, поставщики информационных услуг, обменники, не подпадают под требования такой отчетности.

      Разработаем индивидуальное решение, подберем страну и статус, которые решат ваши задачи, сопроводим весь процесс.

      Беларусь будет принимать участие в обмене налоговой информацией в рамках СНГ

      В настоящее время международный обмен налоговой информацией по запросу между Россией и другими странами может осуществляться на основании:

      • Соглашений РФ об избежании двойного налогообложения (имеются с 83 странами; объём и условия обмена могут различаться), либо
      • Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам (вступила в силу для России с 1 июля 2015 года).

      Кроме того, Постановление Правительства РФ от 14.08.2014 № 805 предполагает возможность заключения отдельных двусторонних соглашений об обмене налоговой информацией. Заключение таких соглашений планировалось в первую очередь с классическими офшорными зонами, которые не имеют СИДН с Россией (например, Британские Виргинские острова, Гернси, Джерси, Кайманы и др.). Однако, до настоящего времени ни одного такого соглашения заключено не было.

      Статья 4 Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам предусматривает, что стороны обмениваются любой информацией, которая предположительно является важной для администрирования или обеспечения соблюдения законодательства в отношении налогов, на которые распространяется Конвенция (то есть – любых, поскольку в статье 2 Конвенции перечислены практически все существующие в мировой практике налоги).

      По запросу запрашивающего государства, запрашиваемое государство предоставляет любую информацию, упомянутую в статье 4, относительноотдельных лиц или операций.

      При недостаточности такой информации для удовлетворения запроса, запрашиваемое государство обязано принимать все необходимые меры для ее получения.

      Поскольку участниками Конвенции (в редакции Протокола 2010 г.) наряду с Россией являются более 100 государств и территорий, Конвенция на сегодняшний день выступает единственным международно-правовым основанием для обмена налоговой информацией между Россией и странами, с которыми у России отсутствуют СИДН и вообще какие-либо двусторонние договоренности об обмене (в первую очередь – с классическими офшорами).

      Например, с 1 июля 2015 года (дата вступления в силу Конвенции для России) обмен по запросу формально стал возможен между Россией и Британскими Виргинскими и Каймановыми островами; с 1 октября 2015 года – возможен обмен с Сейшелами; c 1 декабря 2016 года – с государством Сент-Китс и Невис; с 1 июля 2017 года – с Панамой; с 1 августа 2018 года – с Багамами и т.д.

      Обмен информации, как и иные формы административной помощи в рамках Конвенции, осуществляется с учётом оговорок, содержащихся в инструментах ратификации, депонированных странами-участниками.

      Оговорки, сделанные Россией при ратификации Конвенции, содержатся в Федеральном законе от 4 ноября 2014 г. № 325-ФЗ. Применительно к обмену информацией по запросу, значимы следующие оговорки:

      • РФ оставляет за собой право не оказывать какой-либо помощи (в том числе, не обмениваться информацией по запросу) в отношении региональных и местных налогов;
      • в связи с деяниями, преследуемыми в запрашивающем государстве в уголовно-правовом порядке, РФ оставляет за собой право оказывать административную помощь (включая обмен информацией по запросу) которая относится к налоговым периодам в пределах трёх лет, предшествующих году вступления в силу Конвенции для России (т.е. 2015 году). Другими словами, эта оговорка ограничивает ретроспективное применение Конвенции Россией по налоговым делам, связанным с уголовно наказуемыми деяниями, тремя годами.

      Причем, данные соглашения постоянно обновляются и в конце сентября 2020 года ожидается, что будут заключены новые.

      Отсутсвие автоматического обмена информацией означает, что ее могут попросить предоставить по запросу. Что еще нового произошло за последний год в сфере обмена налоговыми данными?
      Российские налоговики сообщили, что Великобритания и РФ продолжают обмениваться налоговой информацией по запросу, при этом между двумя странами на данный момент нет автоматического обмена.

      Если человек получает налогооблагаемые доходы в одной стране, но постоянно проживает в другой, то он считается нерезидентом. Именно по этой причине при открытии счета банки в первую очередь будут запрашивать адреса проживания, доставки почты и телефон.

      Обмен информацией будет осуществляться между компетентными органами стран — участниц MCAA (полученной ими от подотчетных финансовых учреждений в своих странах) ежегодно на автоматической основе в унифицированном электронном формате.

      Согласно плану, цифровая платформа оценки налогоплательщиков на основании данных ФНС России должна быть создана до конца года.

      Поправки в Налоговый кодекс РФ о международном автоматическом обмене финансовой информацией и документацией по международным группам компаний были внесены в 2017 году.

      По данным ФНС, каждый участник процесса работает с данными своего узла распределенного реестра в соответствии с присвоенной ему ролью. Платформа обеспечивает автоматизацию процесса проверки данных, представляемых налогоплательщиками в кредитную организацию, размещение сведений на платформе о заключенных кредитных договорах (соглашениях).

      Согласно им, ФНС в рамках соответствующих международных договоров в автоматическом режиме осуществляет обмен финансовой информацией, полученной от российских организаций финансового рынка, об их клиентах, не являющихся налоговыми резидентами РФ, с компетентными органами иностранных юрисдикций.

      Россия с 2018 года участвует в международном обмене финансовой информацией, предоставляя зарубежным налоговым органам данные об их налогоплательщиках, полученные от российских финансовых организаций. Взамен ФНС получает информацию о зарубежных счетах россиян.

      Однако ФНС регулярно обновляет и публикует обратный список стран, ведущих обмен налоговой информацией с Россией. То есть необходимо осуществить проверку выбранной юрисдикции на то, что она не состоит в официальном списке ФНС.

      Люксембург, в отличие от России, не осуществил такие процедуры до конца 2020 года, из чего следует, но новая редакция СИДН (и предусмотренные ею повышенные ставки налога) будет применяться не ранее 1 января 2022 года. Это означает, что действующие льготные правила (5 или 10% для дивидендов и отсутствие налога у источника для процентов) сохраняться в течение 2021 года.

      Большинство юристов уверено, что постепенно обмен будет налажен между всеми странами, где так или иначе присутствует российский бизнес. Однако в Великобритании придерживаются своего мнения.

      В феврале 2019 года в России закончилась так называемая «амнистия капиталов»: владельцы зарубежных активов могли без каких-либо последствий заявить об их наличии.

      Обмен налоговой информацией с другими государствами

      Согласно документу, ФНС планирует разработать «Аналитический портал», который будет, в том числе, отражать налоговые индикаторы развития экономики.

      Сейчас проходит обмен данными за 2019 год. Вольвач сообщил, что с российскими налоговыми органами в настоящее время информацией обменивается 99 стран из 108, которые участвуют в глобальном обмене. При этом число российских партнеров за минувший год выросло на девять. «Я думаю, что периметр и дальше будет расширяться, мы над этим постоянно работаем», — добавил он.

      Цель — категоризация счетов для целей последующей передачи данных в налоговые органы и восполнение недостающей для этого информации.
      Это прекрасно. Задача стандарта – в том, чтобы приучить и бизнес, и физических лиц к одной простой мысли: для того чтобы налоговое законодательство, бюджетное законодательство, международные стандарты выполнялись, каждый должен полностью прозрачно декларировать свои активы и доходы и платить налоги», – подчеркнул Вольвач.

      Стандарт об автоматическом обмене информацией (Common Reporting Standard, CRS) был одобрен еще в 2014 г., внедрить его обязалось около 100 стран. Почти все они обязательства выполнили, указывала ОЭСР. Не присоединились к механизму США, которые еще в 2010 г. приняли собственный закон «О налогообложении иностранных счетов» (Foreign Account Tax Compliance Act, FATCA).

      При этом число российских партнеров за минувший год выросло на девять. «Я думаю, что периметр и дальше будет расширяться, мы над этим постоянно работаем», — добавил он.РИА Новости выступает генеральным информационным партнером Гайдаровского форума. Данная мера сократит временные и материальные затраты заявителей на участие в рассмотрении материалов жалоб и будет способствовать охране здоровья всех участников спора. Утвердить порядок планируется к июлю текущего года, отмечается в документе.

      • Статьи
      • Новости
      • Блоги
      • События
      • Объявления
      • Форум

      Данные о доходах, которые будут подлежать обмену между налоговыми органами СНГ:

      – дивиденды;

      – роялти, в том числе доходы от объектов интеллектуальной собственности;

      – доходы по долговым обязательствам;

      – доходы от сдачи в аренду/отчуждения имущества, ценных бумаг, акций, долей, паев;

      – другие доходы.

      Также в поле зрения налоговых органов автоматически попадают данные о доходах компаний, получаемые через постоянное представительство, в том числе о суммах дохода, применяемых налоговых ставках и размере начисленных налогов.


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *