Правила усыновления детей в России 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила усыновления детей в России 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В конце мая 2019 г. Советом федерации был одобрен законопроект № 607299-7, согласно которому планируется внести изменения в п. 2 ст. 127 СК РФ, чтобы позволить лицам с гепатитом С и ВИЧ-инфекцией усыновлять детей, проживающих совместно с ними.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!

Усыновление (удочерение) является одним из важнейших институтов семейного права. Усыновление – это определение юридического акта, в результате которого дети, лишенные родительской опеки, могут обрести новую семью. Главной особенностью данного процесса является то, что между усыновленными и усыновителями в результате возникают правовые связи, аналогичные отношениям между родителями и детьми. То есть в результате стороны становятся близкими родственниками.

На самом деле причин может быть масса, и мотивы усыновления ребенка могут быть разнообразными. Закон не определяет какого-либо исчерпывающего списка обстоятельств, при которых допускается прием в семью усыновленного ребенка, однако данные обстоятельства указываются в заявлении в суд, поэтому просьба заявителей должна быть как минимум обоснованной. В любом случае оценка мотивов потенциальных приемных родителей дается индивидуально в судебном порядке.

Какие требования предъявляются к усыновителям в РФ?

Правовые последствия усыновления закреплены ст. 137 СК, согласно которой усыновленные и их потомство по отношению к приемным родителям и их родственникам и наоборот приобретают взаимные имущественные и неимущественные права и обязанности, установленные законодательством в отношении кровных родственников. Фактически они становятся близкими родственниками со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Это касается не только личных и имущественных прав и обязанностей, закрепленных семейным законодательством, но и установленных другими отраслями права – гражданским, трудовым, пенсионным, наследственным.

Согласно ч. 3 ст. 125 СК, права и обязанности усыновителя и усыновленного ребенка возникают со дня, когда соответствующее решение суда обретает законную силу. Важно понимать, что, согласно ч. 6 ст. 137 СК, такие последствия наступают независимо от того, записаны усыновители в качестве родителей ребенка или нет.

После того, как решение суда вступило в силу, у усыновителя и ребенка появляется родственная связь, аналогичная той, которая возникает у кровных семей. Чтобы не нарушить тайну усыновления органы опеки не могут осуществлять за семьями усыновителей такой же скрупулезный контроль, как за семьями опекунов. Поэтому закон устанавливает более серьезные требования к личным и нравственным качествам усыновителя.

Основные требования устанавливаются:

  • к состоянию здоровья;
  • уровню дохода;
  • судимости;
  • жилплощади;
  • разнице в возрасте;
  • обучению в школе замещающих родителей;
  • правильному оформлению и получению заключения.

Рассмотрим каждое требование подробнее.

Кандидат в усыновители не может быть:

  • ранее судимым за тяжкое или особо тяжкое преступление;
  • на момент обращения находится под уголовным преследованием.

Также установлен перечень преступлений, совершившее которые не могут стать усыновителями. К ним относятся следующие преступления:

  • против половой неприкосновенности (изнасилование, развратные действия сексуального характера);
  • против жизни и здоровья (убийство, причинение вреда здоровью);
  • против здоровья населения и общественной нравственности (приобретение, хранение, сбыт наркотических средств);
  • против свободы, чести и достоинства (похищение человека);
  • против общественной безопасности (террористический акт);
  • против семьи и несовершеннолетних (вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления).

Если кандидат совершил одного из перечисленных преступлений небольшой и средней тяжести, то он не сможет стать усыновителем, если суд признал его опасным для общества.

Каждый регион устанавливает минимальный размер жилой площади для человека. В среднем по стране эта норма равняется 14 кв.м. на человека. Жилье, в котором проживает кандидат в усыновители, должно соответствовать установленным нормам. То есть на каждого члена семьи и усыновляемого ребенка должно приходится не менее нормы, определенной в регионе.

Если в семье уже есть ребенок, то необходимо учитывать, что разнополые дети нуждаются в разных комнатах. Кроме того, при усыновлении ребенка-инвалида, необходимо предоставить ему отдельную комнату.

Из общих требований к усыновителям есть ряд исключений. Практически каждый пункт запрета нужно рассматривать индивидуально.

Суд разрешит усыновить ребенка, если:

  • кандидат совершил одно из запрещенных преступлений легкой или средней тяжести и не представляет опасности для окружающих;
  • кандидат ВИЧ-инфицирован, но ребенок уже проживал в его семье (родственник или подопечный);
  • дети другого пола в семье усыновителя – это кровные братья или сестры усыновляемого, которые раньше жили с ним в одной семье;
  • уровень дохода незначительно ниже, чем предусматривает закон;
  • разница в возрасте не соблюдена с одним из усыновителей;
  • гражданин был лишен родительских прав, но на момент обращения восстановлен в них.

В данных случаях ситуация будет рассматриваться индивидуально. Суд может вынести как положительное, так и отрицательное решение.

Усыновление детей-сирот в 2020-2021 году

Если в качестве усыновителя выступает супруг родителя, то требования смягчаются. Не нужно:

  • проходить обучение;
  • соблюдать требования к жилплощади;
  • соблюдать требования к доходам.

Однако для усыновления нужно получить согласие супруга – родителя ребенка и самого несовершеннолетнего, если он достиг 10 лет. Если второй родитель не лишен родительских прав, жив и известен, то для усыновления нужно получить и его согласие.

В 2020 году рассматривается законопроект, который предусматривает изменения в сфере усыновления. Среди них:

  1. Усыновить можно только одного ребенка в год. Данное правило не распространяется на семьи с братьями и сестрами.
  2. В случае смены места проживания в течение 3 лет с момента усыновления необходимо уведомить отдел опеки.
  3. При прохождении обучения необходимо пройти психологическое тестирование. Сейчас многие школы замещающих семей проводят такое тестирование, но оно является добровольным.
  4. Снимается запрет на усыновление ВИЧ-инфицированными гражданами, если такое усыновление в интересах ребенка.

Если законопроект пройдет утверждение, то он вступит в силу уже в 2021 году.

Говоря о сроках, важно учитывать сроки реализации конкретных процедур и сроки действия отдельных документов. Обозначим основные периоды действия:

  • заключение медосвидетельствования действительно в течение полугода;
  • срок действия справки о доходах — год;
  • рассмотрение заявления и проверка документов в органах опеки осуществляется в течение 7 дней;
  • проверка условий жизни потенциального родителя — в течение 3 дней;
  • на оформление акта обследования отводится 3 дня;
  • оформление заключения о возможности постановки на учет осуществляться в период до 10 дней от даты готовности документов и подписания акта;
  • заключение органа опеки о возможности быть усыновителем выдается не позднее 3 дней от даты подписания и действует не более 2 лет;
  • период действительности направления для посещения ребенка — 10 дней;
  • рассмотрение дела в суде осуществляется в пределах 2 месяцев, а если заявитель просит вынести немедленное решение, то в более короткий срок;
  • период для подачи апелляционной жалобы — 10 дней;
  • период для регистрации ребенка в органах ЗАГС — 1 месяц.

Поскольку документы имеют разный срок действия, важно учитывать время, в течение которого они будут готовы и период, когда данные будут актуальны. Истекший срок действия документа станет основанием для отказа в их приеме.

Для получения заключения органов охраны детства (попечительства и опеки) необходимо предоставить: установленной формы заявление и приложить к нему следующие документы:

  • паспорт жены и мужа и их копии;
  • свидетельство о браке и его копию (для тех кто состоит в браке);
  • указать краткую автобиографию, в которой будет отражаться характеристика усыновителей;
  • справки с работы усыновителей, которые подтверждают размеры постоянных и регулярных доходов, период справки – последний год (12 полных месяцев);
  • копия лицевых счетов, заверенных нотариусом;
  • выписка из домовой книги;
  • справка о праве владения жилплощадью, которая одновременно будет подтверждать постоянное место жительства усыновителей,
  • акт бытовых условий проживания, в котором подтверждается соответствие жилья установленным санитарным нормам для ребенка (этот документ также выдает служба опеки и попечительства);
  • справка из местного медицинского учреждения здравоохранения, которая будет подтверждать отсутствие болезней, когда усыновление запрещено;
  • справка из местного органа внутренних дел об отсутствии у усыновителей непогашенной судимости;
  • характеристики жены и мужа по месту проживания;
  • согласие жены (мужа) письменное, которое в обязательном порядке заверяется у специалиста-нотариуса.

Пакет представленных документов на усыновление (удочерение) рассматривается судом в сроки до 2 месяцев. В случае положительного решения в пользу усыновителей, ребенок с указанной даты может проживать вместе с новой семьей. Следующий этап – государственная регистрация ребенка. Порядок таких актов предусматривает пересылку копии решения суда в орган записи актов гражданского состояния, где вносятся обновленные сведения об усыновленном ребенке. По отдельному заявлению уже состоявшихся родителей ребенку меняют фамилию и отчество. Можно даже изменить и дату рождения.

В Российской Федерации для усыновленных детей есть так называемые гарантии или правовые последствия для усыновленного малыша, – сделано это для соблюдения интересов детей. Более подробно об этом прописано в Семейном Кодексе. Усыновленные дети в обязанностях и правах приравниваются к родным детям.

Ужесточение правил на усыновление детей сирот в 2021 году

После вынесения решения и истечение срока на его обжалование усыновителю необходимо обратиться в органы ЗАГС с пакетом документов, включающим:

  • заявление;
  • паспорт усыновителя;
  • решение суда с отметкой о вступлении в силу;
  • свидетельство о рождении усыновляемого;
  • документ о регистрации брака (если есть);
  • согласие супруга заявителя (если обращается один из них).

Когда процедура оформляется при получении свидетельства о рождении настоящим отцом, не состоящим в официальных отношениях с матерью ребенка, можно обойтись без судебного решения.

В этом случае мужчина пишет в ЗАГСе заявление о добровольном признании его законным родителем. Главное условие – обоюдное согласие его и мамы малыша.

Опубликовано постановление кабмина об усыновлении детей иностранцами

В соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 1261 Семейного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением.

2. Возложить на Министерство просвещения Российской Федерации полномочия по выдаче разрешений на открытие представительств иностранных государственных органов и организаций по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и разрешений на осуществление деятельности по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации представительствами иностранных некоммерческих неправительственных организаций и контролю за их деятельностью.

3. Министерству внутренних дел Российской Федерации и Министерству юстиции Российской Федерации оказывать в пределах своей компетенции содействие Министерству просвещения Российской Федерации в выдаче разрешений, указанных в пункте 2 настоящего постановления.

4. Установить, что иностранные некоммерческие неправительственные организации, осуществляющие деятельность по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации, аккредитованные в установленном порядке и подавшие уведомления о создании на территории Российской Федерации своих представительств в порядке и сроки, которые установлены Федеральным законом «О некоммерческих организациях», вправе осуществлять свою деятельность без получения разрешения, предусмотренного пунктом 3 Положения, утвержденного настоящим постановлением, до истечения срока аккредитации.

5. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

Председатель Правительства Российской Федерации М. Мишустин

Положение о деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением

1. Настоящее Положение регулирует деятельность иностранных государственных органов и организаций (далее — иностранная государственная организация) и иностранных некоммерческих неправительственных организаций (далее — иностранная некоммерческая организация), осуществляющих деятельность по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации (далее — усыновление) через свои представительства на территории Российской Федерации (далее соответственно — представительства, иностранные организации).

2. Для осуществления деятельности по усыновлению иностранные государственные организации должны получить в Министерстве просвещения Российской Федерации разрешение на открытие представительства.

3. Для осуществления деятельности по усыновлению иностранная некоммерческая организация должна уведомить Министерство юстиции Российской Федерации о создании представительства и получить в Министерстве просвещения Российской Федерации разрешение на осуществление деятельности по усыновлению.

Разрешение на осуществление деятельности по усыновлению выдается представительству иностранной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность по усыновлению на территории своего государства не менее 5 лет на день подачи заявления о получении указанного разрешения.

4. Формы разрешений, указанных в пунктах 2 и 3 настоящего Положения, утверждаются Министерством просвещения Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 17, ст. 1643; 2019, № 31, ст. 4478), Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 31, ст. 4179; 2019, № 52, ст. 7790), пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2005 г. № 123 «О полномочиях Министерства просвещения Российской Федерации по оказанию содействия в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 11, ст. 950; 2018, № 52, ст. 8305), подпунктом 4.2.39 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. № 884 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 32, ст. 5343; 2019, № 12, ст. 1313), а также Правилами разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. № 373 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 22, ст. 3169; 2018, № 46, ст. 7050), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Административный регламент предоставления Министерством просвещения Российской Федерации государственной услуги по предоставлению гражданам информации о детях, оставшихся без попечения родителей, из федерального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, для передачи их на воспитание в семьи граждан, выдаче предварительных разрешений на усыновление (удочерение) детей в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

2. Признать утратившими силу:

приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 июня 2015 г. № 588 «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством образования и науки Российской Федерации государственной услуги по предоставлению гражданам информации о детях, оставшихся без попечения родителей, из федерального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, для передачи их на воспитание в семьи граждан, выдаче предварительных разрешений на усыновление (удочерение) детей в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 июля 2015 г., регистрационный № 38146);

пункт 15 изменений, которые вносятся в административные регламенты предоставления государственных услуг в части обеспечения условий доступности государственных услуг для инвалидов, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 июня 2016 г. № 694 «О внесении изменений в административные регламенты предоставления государственных услуг в части обеспечения условий доступности государственных услуг для инвалидов» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 августа 2016 г., регистрационный № 43240).

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Грибова Д.Е.

Министр С.С. Кравцов

Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 декабря 2020 г.

1. Административный регламент предоставления Министерством просвещения Российской Федерации (далее — Минпросвещения России) государственной услуги по предоставлению гражданам информации о детях, оставшихся без попечения родителей, из федерального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, для передачи их на воспитание в семьи граждан, выдаче предварительных разрешений на усыновление (удочерение) детей в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (далее соответственно — Регламент, государственная услуга), определяет состав, сроки, последовательность и порядок выполнения административных процедур (действий) при предоставлении указанной государственной услуги.

10. Наименование государственной услуги — предоставление гражданам информации о детях, оставшихся без попечения родителей, из федерального банка данных о детях для передачи их на воспитание в семьи граждан, выдача предварительных разрешений на усыновление детей в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

11. Государственная услуга предоставляется Минпросвещения России.

В процессе предоставления государственной услуги Минпросвещения России не может требовать от заявителя осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации, за исключением получения услуг, включенных в перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 352 «Об утверждении перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, и определении размера платы за их оказание» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 20, ст. 2829; 2020, № 39, ст. 6038).

12. Результатами предоставления государственной услуги являются:

представление заявителю — гражданину Российской Федерации для ознакомления анкет детей, оставшихся без попечения родителей (далее — анкеты детей), подлежащих устройству в семью граждан;

выдача заявителю — гражданину Российской Федерации направления на посещение ребенка, сведения о котором содержатся в федеральном банке данных о детях (далее — направление на посещение ребенка);

выдача заявителю — иностранному гражданину предварительного разрешения на усыновление ребенка, гражданина Российской Федерации, постоянно проживающего за пределами территории Российской Федерации, в случаях, если усыновляемый ребенок или его родители, являющиеся гражданами Российской Федерации, никогда не проживали на территории Российской Федерации.

13. Срок представления государственной услуги и выдачи (предоставления) документов, являющихся результатом предоставления государственной услуги:

представление заявителю — гражданину Российской Федерации для ознакомления с анкетами детей — не позднее чем через 10 дней со дня получения документов, предусмотренных пунктами 16 и 17 Регламента;

выдача заявителю — гражданину Российской Федерации направления на посещение ребенка — не позднее чем через 3 рабочих дня с даты поступления в Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей (далее — Департамент) из органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего полномочия регионального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей (далее — региональный оператор), информации о возможности выдачи направления на посещение ребенка;

выдача заявителю — иностранному гражданину предварительного разрешения на усыновление ребенка, гражданина Российской Федерации, постоянно проживающего за пределами территории Российской Федерации, если усыновляемый ребенок или его родители, являющиеся гражданами Российской Федерации, никогда не проживали на территории Российской Федерации — не позднее чем через 20 рабочих дней с даты подачи заявителем предусмотренных пунктом 18 Регламента документов, оформленных в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктами 19-21 Регламента.

14. Предоставление государственной услуги в части предоставления гражданам информации о детях, оставшихся без попечения родителей, из федерального банка данных о детях для передачи их на воспитание в семьи граждан приостанавливается в случае, если гражданин, дважды получив уведомление о результатах поиска ребенка, оставшегося без попечения родителей, без уважительной причины не явился для ознакомления с новой анкетой ребенка, оставшегося без попечения родителей. Предоставление услуги для данного гражданина может быть возобновлено на основании письменного заявления гражданина при условии отсутствия оснований для прекращения учета сведений о нем в соответствии с пунктом 68 Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 июня 2020 г. № 300 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 августа 2020 г., регистрационный № 59222) (далее — Порядок формирования государственного банка данных о детях).

Приостановка предоставления государственной услуги в части предоставления гражданам информации о детях, оставшихся без попечения родителей, из федерального банка данных о детях для передачи их на воспитание в семьи граждан в соответствии с указанными основаниями в случае отсутствия заявления гражданина может быть продлена до окончания срока действия заключения органа опеки и попечительства, выданного по месту жительства гражданина (-ан), о возможности гражданина быть усыновителем или опекуном (попечителем).

Основания для приостановления предоставления государственной услуги в части выдачи предварительных разрешений на усыновление детей в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, отсутствуют.

Существует ряд требований к кандидату в усыновители:

  • возраст не менее 18-ти лет;
  • разница в возрасте между усыновителем и усыновленным должна быть не менее 16 лет (имеются исключения, которые рассматриваются в судебном порядке);
  • стабильное финансовое положение;
  • приватизированное жилье, соответствующее санитарным и жилищным нормам;
  • отсутствие психических заболеваний;
  • отсутствие серьезных проблем со здоровьем;
  • быть полностью дееспособным;
  • не иметь алкогольной и наркотической зависимости;
  • не имеет судимости за тяжкие преступления и преступления против человека;
  • не находится под следствием.

Одинокая женщина или одинокий мужчина также могут стать приемными родителями, но такая процедура, увы, более сложная. Органы опеки и попечительства интересуют вопросы:

  • финансовое благосостояние,
  • наличие достойных жилищных условий,
  • наличие родственников, которые могут помочь при форс-мажорных обстоятельствах,
  • возможность заключения брака и появления детей.

Иностранные подданные также имеют право быть усыновителями российских детей, но существует ряд особенностей данной процедуры:

  • Кандидат на усыновление должен быть в базе данных, которая закрыта для иностранцев, не менее года. Только в случае исключения всех возможных вариантов принятия в семью на родине малыша, это право передается иностранным гражданам.
  • Все документы должны был легализованы на территории РФ, иначе они будут считаться недействительными.

Усыновить ребенка могут мужчина или женщина самостоятельно либо супружеская пара.

Не состоящие в официальном браке граждане не имеют права стать усыновителями одного общего ребенка. Отдельный гражданин вне брака может взять на воспитание ребенка при наличии у него всех необходимых условий.

Основные требования, которые предъявляются к кандидатам:

  • совершеннолетний возраст;
  • полная дееспособность (физическая, психическая);
  • достаточный уровень дохода;
  • наличие постоянного жилья;
  • отсутствие судимости;
  • отсутствие алкогольной, наркотической зависимости;
  • отсутствие в прошлом уголовного преследования за преступления против жизни, здоровья, общественных интересов;
  • прохождение специальной подготовки, предусмотренной в обязательном порядке на государственном уровне (требование не относится к близким родственникам, к действующим родителям собственных или усыновленных детей).

Граждане, соответствующие всем вышеперечисленным критериям, не могут стать усыновителями, если они:

  • лишались родительских прав;
  • отклонялись от опекунства, попечительства;
  • лишались статуса усыновителя на основании судебного решения;
  • состоят в однополом браке.

Теперь следует разобраться пошагово, что именно нужно для того чтобы забрать малыша в семью.

Процесс усыновления является достаточно длительным и сложным процессом, так что нужно понять, как необходимо действовать. В первую очередь, нужно обратиться в органы опеки и попечительства для подачи заявления для рассмотрения Вас как кандидатуру усыновителя.

Какие выплаты полагаются усыновителю, опекуну, попечителю?

Следующим этапом является выбор кандидата на усыновление из региональной базы данных. В этой базе значатся все дети из региона проживания будущих кандидатов. Им дается право встречи с одним ребенком, если контакт не произошел, то подбирают следующего малыша для встречи. В случае если кандидат не явился в указанный срок, то его заносят в черный список, поскольку он автоматически считается неблагонадежным.

В 2021 году существует несколько видов семейного устройства несовершеннолетних:

  • опека;
  • усыновление;
  • приемная семья.

Из них усыновление считается приоритетным. Взвесив за и против, можно сделать следующие выводы:

  • усыновление приравнивает ребенка к кровному;
  • оно не заканчивается после совершеннолетия ребенка;
  • ребенок теряет официальную связь с биологическими родителями или одним родителем.

Минусами усыновления являются:

  • отсутствие дополнительной материальной поддержки (опекуны и приемные родители получают вознаграждение и пособие);
  • отсутствие дополнительной социальной поддержки (подопечные и приемные дети получают квартиру после совершеннолетия, имеют льготы).

На самом деле причин может быть масса, и мотивы усыновления ребенка могут быть разнообразными. Закон не определяет какого-либо исчерпывающего списка обстоятельств, при которых допускается прием в семью усыновленного ребенка, однако данные обстоятельства указываются в заявлении в суд, поэтому просьба заявителей должна быть как минимум обоснованной. В любом случае оценка мотивов потенциальных приемных родителей дается индивидуально в судебном порядке.

Среди наиболее распространенных мотивов можно выделить:

  • бесплодие одного из супругов или иные причины, влекущие невозможность самостоятельно родить ребенка;
  • желание иметь ребенка при отсутствии полового партнера;
  • любовь к детям и сострадание к конкретному ребенку-сироте;
  • увеличение собственной семьи;
  • смерть собственного ребенка.

Нужно учитывать, что неправильная мотивация и отсутствие достаточных обстоятельств станет препятствием для удочерения. Субъекты усыновления также часто имеют скрытые меркантильные мотивы, например, получение регионального единовременного пособия или жилищных сертификатов, что, само собой, вызывает озабоченность в обществе.

Судебная практика по усыновлению несовершеннолетних достаточно обширна. Рассмотрим несколько примеров.

Рассмотрение исков об усыновлении проходит в особом порядке. В судебное заседание кроме самого заявителя приглашаются:

  • прокурор, осуществляющий надзор за соблюдением прав несовершеннолетних;
  • представитель органов опеки и попечительства;
  • представитель социального или медицинского учреждения, к вотором на момент судебного заседания содержится малыш;
  • при наличии – родственники малыша;
  • иные заинтересованные лица.

Пример

Родители пятилетнего Даниила погибли в ДТП. ООП установили, что у малыша есть кровные родственники – дедушка и бабушка со стороны отца. В беседе с сотрудниками ООП они сообщили, что не в состоянии содержать и воспитывать Даниила и они не возражают, если его кто-то усыновит.

Семья Румянцевых выбрала мальчика для усыновления. В судебное заседание, помимо представителя ООП и прокурора были приглашены бабушка и дедушка ребенка, которые подтвердили, что отказываются от мальчика, так как не имеют возможности его воспитывать и они не возражают против того, чтобы их внука усыновила другая семья. Суд удовлетворил просьбу заявителя и принял решение об усыновлении малыша.

Нередки случаи, когда кровные родственники ребенка, оставшегося без попечения родителей, возражают против усыновления малыша другими лицами. Если в суде выяснится, что их возражения не беспочвенны, суд может отказать в усыновлении несовершеннолетнего другими лицами.

Пример

Усыновителем, следуя логике законодателя, считается любое лицо, усыновившее или удочерившее ребенка и ставшее в итоге одним из приемных родителей, способных обеспечить его полноценное физическое, психическое и нравственное развитие. Тем, кто имеет право усыновить ребенка в России, согласно ст. 127 СК, может стать любое совершеннолетнее лицо, за исключением:

  • недееспособных, ограниченных в дееспособности и их супругов;
  • лиц, лишенных родительских прав и отстраненных от опекунства;
  • бывших усыновителей, лишенных статуса по их вине;
  • лиц, не способных быть усыновителями по состоянию здоровья – по причине болезни, вошедшей в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ № 117 от 14.02.13;
  • лиц, не имеющих соответствующего дохода или постоянного места жительства;
  • лиц с судимостью за сексуальные преступления, преступления против жизни и свободы, против чести и достоинства, общественной безопасности, а также другие тяжкие и особо тяжкие преступления;
  • лиц, состоящих в однополых браках.

Минпросвещения подготовило закон об ужесточении правил усыновления и опеки

Согласно ст. 124 СК, усыновленными могут быть лишь несовершеннолетние дети, то есть максимальный возраст приемного ребенка не может превышать 17 лет.

Если сиротами являются кровные братья и сестры, их не могут усыновить разные усыновители, за исключением случаев, когда дети не проживали и не воспитывались вместе, не знали о своем родстве, не могут жить вместе по состоянию здоровья и с учетом их других интересов, независимо от их возраста.

Если ребенок достиг десятилетнего возраста, согласно ст. 132 СК, в общих случаях необходимо его согласие на усыновление.

В то же время сложно однозначно ответить на вопрос, с какого возраста лучше усыновлять ребенка, – все зависит от мотивов приемных родителей. По мнению психологов, наиболее оптимальным считается возраст 0-2 года – удочерение в таком возрасте проходит наиболее гладко и для ребенка, и для родителей.

При усыновлении детей старше 4 лет возможны проблемы с адаптацией: чем старше ребенок, тем сложнее проходит процесс привыкания. В любом случае это весьма субъективно и получить однозначный ответ невозможно.

Социально-педагогическая деятельность при усыновлении ребенка играет огромную роль в процессе поиска и формирования для ребенка новой семьи. Социальный педагог, участвующий в процессе усыновления, выполняет огромный спектр задач, начинающийся популяризацией приемных семей и заканчивающийся надзором за их жизнедеятельностью.

Социально-педагогическая деятельность включает также работу и других специалистов, в том числе соцработников, психологов, врачей и других, которых координирует социальный педагог. Его деятельность можно разделить на несколько этапов, среди которых:

  • Подбор приемных родителей: опрос потенциальных приемных родителей, сбор важной информации относительно здоровья, материального состояния, религиозных взглядов, мотивов, анализ их ответов, создание баз данных, систематизация собранной информации, помощь в сборе документов и т. д.
  • Посредничество между ребенком и потенциальной приемной семьей, посещающей детский дом: наблюдение за общением, сбор необходимой информации, анализ поведения ребенка и родителей, определение того, будет сложно ли усыновить детей конкретно этим супругам.
  • Сбор данных о приемной семье: анализ информации, предоставленной потенциальными приемными родителями, проверка ее достоверности вместе с профильными специалистами.
  • Вводный курс для родителей: разработка программы вводного курса, включающего теоретическое обучение и практическую часть (несколько дней стажировки в заведении, где содержится ребенок).
  • Передача ребенка в семью и дальнейший надзор: разработка углубленных программ обучения, выявление и разрешение проблем, которые могут возникнуть в приемной семье.

Правовые последствия усыновления закреплены ст. 137 СК, согласно которой усыновленные и их потомство по отношению к приемным родителям и их родственникам и наоборот приобретают взаимные имущественные и неимущественные права и обязанности, установленные законодательством в отношении кровных родственников. Фактически они становятся близкими родственниками со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Это касается не только личных и имущественных прав и обязанностей, закрепленных семейным законодательством, но и установленных другими отраслями права – гражданским, трудовым, пенсионным, наследственным.

Согласно ч. 3 ст. 125 СК, права и обязанности усыновителя и усыновленного ребенка возникают со дня, когда соответствующее решение суда обретает законную силу. Важно понимать, что, согласно ч. 6 ст. 137 СК, такие последствия наступают независимо от того, записаны усыновители в качестве родителей ребенка или нет.

Июнь

  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

Порядок усыновления/удочерения в России четко регламентирован законодательством. Перечень требований устанавливается не только к кандидатуре усыновителя, но и к его супругу, к жилому помещению, уровню дохода и многому другому. С 2012 года требования к кандидатам в усыновители значительно снижены. Но это не значит, что принять ребенка теперь совсем просто.

Требования, предъявляемые к усыновителям в России

Ст. 127 СК РФ устанавливает следующие требования к кандидатуре кандидата:

  • возраст от 18 лет;
  • полная дееспособность;
  • не лишался родительских прав;
  • не отстранялся от обязанностей опекуна;
  • не был виновником отмены усыновления;
  • не имеет заболеваний, которые предусмотрены Постановлением Правительства № 117 от 2013 года;
  • имеет доход в величине прожиточного минимума на каждого члена семьи и потенциального ребенка;
  • имеет регистрацию по месту жительства;
  • не имеет судимости за тяжкие преступления и преступления против личности;
  • не состоит в браке с лицом одного пола (по законам страны, где разрешены такие союзы);
  • проходил специализированную подготовку для усыновителей.

Если гражданин состоит в официальном брачном союзе, то его супруг также быть достигшим 18 лет и наделенным полной дееспособностью.

Под специальными условиями понимаются требования, которые не распространяются на широкий круг лиц:

  1. Кочевые народы. Могут не иметь регистрации по месту жительства.
  2. Супруги одного из родителей ребенка. При внутрисемейном усыновлении, суд рассматривает кандидата с меньшим пристрастием. Могут не приниматься во внимание пункты о состоянии здоровья (например, при наличии онкологического заболевания), о наличии дохода, о наличии жилплощади. Однако данные вопросы рассматриваются исключительно на усмотрение суда. Кроме того, для внутрисемейного усыновления не требуется прохождение обучения.
  3. Лица, желающие принять ребенка-инвалида или больного ВИЧ. Могут применяться дополнительные требования к жилплощади. Например, необходимость выделить отдельную комнату.
  4. Граждане других государств. Могут принять ребенка, если он не менее 1 года находится в банке данных и не был устроен в семью граждан РФ. Для граждан США действует полный запрет на усыновление российских детей.

Будет намного проще пройти через все этапы процедуры, если помнить о том, что сложности процедуры усыновления обусловлены заботой государства о безопасности малышей, оставшихся на его попечении. Законодательные требования к будущим опекунам изложены в статье 125 Семейного кодекса. Государство предоставляет возможность стать приемными родителями взрослым, которые удовлетворяют следующим требованиям:

  • Совершеннолетние и дееспособные, не младше 18 лет.
  • Обеспечены жильем соответствующим санитарным нормам.
  • Имеют работу, приносящую достойный стабильный заработок.
  • Не замешаны в тяжких преступлениях.
  • Физически здоровые, не страдающие болезнями из следующего списка (приказ № 117 от 14/02/13):
      инфекции, требующие постановки на учет в соответствующих медицинских учреждениях;
  • туберкулез I, II, V групп учета;
  • злокачественные онкологические заболевания;
  • расстройства психики;
  • ограниченная вследствие чего-либо дееспособность;
  • зависимость от алкоголя или наркотических веществ.
  • Не лишенные прав родительства или опеки по собственной вине.
  • Не является гражданином США.

Справка! Закон предусматривает разницу в возрасте усыновителя и подопечного более 16 лет.

Закон устанавливает требования к детям, которые могут быть переданы на усыновление:

  • возраст от 0 до 18 лет;
  • наличие статуса ребенка-сироты;
  • наличие статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей (ОБП).

Мнение эксперта

Станислав Евсеев

Юрист. Опыт 12 лет. Специализация: гражданское, семейное, наследственное право.

Однако далеко не каждого несовершеннолетнего ОБП можно усыновить. Если родители лишены родительских прав, то должно пройти не менее 6 месяцев. Также на усыновление передаются дети, оставленные в роддоме и найденные (родители которых неизвестны).

Обязательным условием является наличие детского согласия на семейное устройство. Если несовершеннолетний достиг 10 лет, то он будет опрошен в суде на предмет согласия. Для детей в возрасте менее 10 лет проводится психологическое тестирование, на предмет установления контакта с потенциальным усыновителем.

Для начала необходимо определить, а нужен ли ребенок. Не каждый человек готов полностью отказаться от привычного образа жизни, принести свои нужды и интересы в жертву чужому ребенку.

При появлении собственного малыша, у родителей нет выбора. Усыновитель же имеет уникальную возможность принять решение обдуманно и взвешенно.

Хотя этот момент не регламентирован законодательством, целесообразно еще до подготовки документов обратиться к психологу. Такие специалисты находятся в каждом центре по обучению замещающих родителей. Услуга предоставляется на безвозмездной основе.

На практике, не рекомендуется принимать в семью ребенка гражданам, которые в недавнем прошлом пережили потерю родителя, ребенка или супруга, прошли через развод, увольнение или другие травмирующие ситуации. Также это относится к жертвам нападения или других преступлений.

Помните, что ребенок не поможет вам пережить сложную ситуацию. Наоборот, в ближайшие годы вам придется бороться с его травмами. Поэтому свои проблемы нужно урегулировать заранее.

Конечно никто не запретит вам получить заключение и подобрать малыша, но подобная проблема может помещать вашей адаптации.

  1. Наличие постоянного места жительства. Квартира (дом) должны соответствовать санитарным требованиям для того, чтобы в ней нормально жили дети.
  2. Факт существования у кандидата источника дохода, превышающего суммарный прожиточный минимум будущего семейства.
  3. Удовлетворительное состояние здоровья (отсутствие смертельных или тяжких заболеваний, угрожающих жизни).
  4. Отсутствие судимостей.
  5. Совершеннолетие.

Еще в 2020 году поднимался вопрос об изменении этого требования, однако решение было отложено на 2020 год. Вероятные изменения будут действовать с условием того, что усыновитель должен проходить лекарственную терапию, а также предпринимать все необходимые меры для защиты ребенка от заражения.

Необходимые документы для усыновления ребенка

  1. Подробная медицинская справка о состоянии физического и психического здоровья усыновляемого.
  2. Документы, подтверждающие права собственности малыша (при наличии).
  3. Сведения из домовой книги.
  4. Информация о родных родителях. Она может иметь такую форму:
    • заявление о разрешении на усыновление;
    • судебное решение о лишении прав в отношении усыновляемого;
    • свидетельство о смерти;
    • справка ЗАГСа о том, что отец указан со слов матери;
    • акт о том, что усыновляемый, является подкидышем.
  5. Свидетельство о рождении усыновляемого.

О главном изменении стало известно после окончательного подписания Дмитрием Медведевым особого постановления. В этом документе указывается, каким именно образом упрощена процедура подачи всех обязательных документов, необходимых для проведения усыновления. Официальная версия для ознакомления представлена с 6 января 2020 года на правительственном сайте.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *